Добро пожаловать в МКОУ 1-Петропавловская СОШ 

 

 

Программа факультатива «Я - исследователь»

 

                                                  Пояснительная записка

Программа факультатива «Я - исследователь» составлена на основе методических рекомендаций Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников»,- Самара: Издательство «Учебная литература», дом «Федоров»2011 г. для учащихся 2, 3, 4 классов реализующих ФГОС и рассчитана на 34 часа в год в каждом классе (по 1 часу в неделю)

Общая характеристика программы

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель и задачи курса «Я - исследователь»

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

s формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

•/ обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

s формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Основные методы и технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно- исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

                     уровневая дифференциация;

                     проблемное обучение;

                     моделирующая деятельность;

                     поисковая деятельность;

                     информационно-коммуникационные технологии;

                     здоровьесберегающие технологии;

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

                     с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

                     с уроками изобразительного искусства: оформление творческих

работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

                     с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.

Требования к уровню знаний, умений и навыков.

По окончанию реализации программы учащиеся будут:

                     иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

-знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

                     уметь работать в группах, прислушиваться к мнению членов группы отстаивать собственную точку зрения:

                     владеть планированием и постановкой эксперимента.

 

 

 

Личностные и метапредметные результаты

Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

личностные

формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

организация на занятии парно-групповой работы

 

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

 

Метапредметные

результаты

регулятивные

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

 

планировать свое действие в соответствии с

преобразовывать практическую задачу в

 

поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

познавательную:

1

 

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

познавательные

умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

 

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

 

 

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

 

 

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

 

 

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

 

коммуникативные

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

 

умение координировать свои усилия с усилиями других.

понимать

относительность мнений и подходов к решению проблемы;

 

 

формулировать собственное мнение и позицию;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

 

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

 

задавать вопросы;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия

 

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

 

 

! учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться.

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

я видеть проблемы;

                     ставить вопросы;

                     выдвигать гипотезы;

                     давать определение понятиям;

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

¦ классифицировать;

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

¦ наблюдать;

Планировать (составлять план своей деятельности);

¦                   проводить эксперименты;

¦                   делать умозаключения и выводы;

Моделировать (представлять способ действия в виде модели -схемы, выделяя всё существенное и главное);

¦ структурировать материал

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

¦                    готовить тексты собственных докладов;

¦                    объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

 

Результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

                     альбом,

                     газета,

                     гербарий,

                     журнал, книжка-раскладушка,

                     коллаж,

                     коллекция,

                     костюм,

                     макет,

                     модель,

                     музыкальная подборка,

                     наглядные пособия,

                     паспарту,

                     плакат,

                     план, ¦

                     серия иллюстраций,

                     сказка,

                     справочник,

                     стенгазета,

                     сувенир-поделка,

                     сценарий праздника,

                     учебное пособие,

                     фотоальбом,

                     экскурсия.

 

5. Материально-техническое обеспечение

1. Учебный кабинет с классной доской и необходимой мебелью:

Э

столами;

«

стульями;

в

книжными шкафами.

2.

Технические средства обучения:

 

телевизор;

*

музыкальный центр.

3.

Каждый ребёнок должен иметь для занятий:

«

рабочую тетрадь;

канцелярские принадлежности.

 

 

 

Учебно - тематическое планирование. Тематическое планирование. 2 класс (34 часа)

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Что можно исследовать? Формулирование темы.

1

 

2-3

Как задавать вопросы? Банк идей.

2

 

4-5

Тема, предмет, объект исследования.

2

 

6-7

Цели и задачи исследования.

2

 

8-9

Учимся выделять гипотезы.

7

1

10-

13

Организация исследования. (практическое занятие.)

4

 

14-

17

Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем.

4

 

18-

19

Коллекционирование.

2

 

20

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

1

 

21-

22

Сообщение о своих коллекциях.

2

 

23

Что такое эксперимент.

1

 

24

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

1

 

25-

27

Сбор материала для исследования.

Л

3

 

28-

29

Обобщение полученных данных.

2

 

30

Как подготовить результат исследования.

1

 

31

Как подготовить сообщение.

1

 

32

Подготовка к защите, (практическое занятие.)

1

 

 

Индивидуальная консультация.

1

 

34

Подведение итогов. Защита.

1

 

Итого 34 часа

 

 

 

 

 

Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы -1ч.

Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.

Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.

Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».

Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования -

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.

Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,

Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.

Тема 6-7. Цели и задачи исследования - 2ч.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Знать: ответ на вопрос - зачем ты проводишь исследование?

Уметь: ставить цели и задачи исследования.

Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы -2ч Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть..., предположим..., допустим..., возможно..., что, если...

Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, "Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.

Тема 10-13. Организация исследования(практическое занятие) - 4ч.

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Знать:- методы исследования.

Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.

Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем - 4ч.

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация оботкрытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

Практические задания: “Назови все особенности предмета’', “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”. Знать: - метод исследования - наблюдение Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.

Тема 18-19. Коллекционирование -2ч.

Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.

Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.

Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.

Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч. Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».

Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях - 2ч.

Выступления учащихся о своих коллекциях.

Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.

Понятия: эксперимент, экспериментирование.

Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

Практическая работа.

Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование

Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.

Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях - 1ч.

Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».

Тема 25-27.Сбор материала для исследования - 3 ч.

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Знать: правила и способы сбора материала

Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

Тема 28-29. Обобщение полученных данных -2 ч.

Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: "Учимся анализировать". "Учимся выделять главное". “Расположи материал в определенной последовательности".

Знать: способы обобщения материала

Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное

 Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к  защите-1ч.

Составление плана  подготовленных к защите проекта

Тема 31. Как подготовить сообщение -1ч.

Сообщение, доклад.

Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу '‘Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.

Тема32. Подготовка к защите -1ч.

Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

ТемаЗЗ. Индивидуальные консультации -1ч.

Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.

 Тема34. Подведение итогов работы -1ч.

Анализ своей проектной деятельности.

 

оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Я - исследователь» необходимы следующие принадлежности:

» компьютер, принтер;

                     набор ЦОР по проектной технологии.

Занятия по программе ведёт учитель начальных классов

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

¦                   иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

¦                   знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

¦                   уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы:

¦                   уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения:

¦                   владеть планированием и постановкой эксперимента

По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:

                     действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;

зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

обозначится граница исследования;

                     разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

                     деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования; поведется последовательно исследование;

                     зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация); проанализируются и обобщатся полученные материалы;

подготовится отчет - сообщение по результатам исследования; организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи:

                     простимулируется исследовательское творчество детей у 100% с привлечением родителей;

обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;

организуется экспресс - исследование, коллективное и индивидуальное;

продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;

включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;

создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;

сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!

активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших

школьников:

                     альбом,

                     газета,

                     гербарий.

                     журнал, книжка-раскладушка.

                     коллаж,

                     коллекция,

                     костюм,

                     макет,

® модель,

                     музыкальная подборка,

                     наглядные пособия,

                     паспарту,

                     плакат,

                     план.

                     серия иллюстраций,

                     сказка,

                     справочник.

»          стенгазета.

                     сувенир-поделка.

«          сценарий праздника,

                     учебное пособие.

                     фотоальбом.

                     Экскурсия

 

 

 

 

Литература Для учителя

                     Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

                     Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

                     М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

Для обучающихся:

¦                   Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

¦                   Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

¦                   Интернет - ресурсы

А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008

 

 

 

 

 

*

Тема.3класс

Кол-

во

часов

Дата.

1.

Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь.

1

 

2.

Как выбрать тему проекта.

1

 

3.

Обсуждение и выбор тем исследования.

1

 

4.

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам).

1

 

5.

Какими могут быть проекты?

1

 

6.

Знакомство с видами проектов .Работа в группах.

1

                   "¦¦¦'

7.

Формирование цели, задач исследования.

1

 

8.

Выдвижение гипотез.

1

 

9.

Планирование работы.

1

 

10.

Составление плана работы над проектом. Игра « По местам».

1

 

П.

Знакомство с методами исследования.

1

 

12.

Знакомство с предметами исследования.

1

 

13.

Эксперимент познания в действии.

1

 

14. ,

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

1

 

15.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

1

 

16.

Экскурсия в библиотеку.

1

 

17.

Работа в библиотеке с каталогами.

1

 

18.

Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

1

 

 

19.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта.

1

 

20.

Анализ прочитанной литературы.

1

 

21.

Правильная запись литературы, используемой в проекте.

1

 

22

Исследование объектов.

1

 

23.

I фактическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

1

 

24.

Основные логические операции.

1

 

25.

Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

1

 

.26. t

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы .

1

 

27.

Практическое задание. Игра « Найди ошибки художника».

1

 

28.

Как сделать сообщение о результатах исследования.

1

 

29.

Оформление работы.

1

 

 

Выполнение рисунков, поделок и т.п.

1

 

31.-32

Работа в компьютерном классе.

2

 

33-34.

Оформление презентации.

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»