| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программа факультатива «Я - исследователь»Пояснительная записка Программа факультатива «Я - исследователь» составлена на основе методических рекомендаций Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников»,- Самара: Издательство «Учебная литература», дом «Федоров»2011 г. для учащихся 2, 3, 4 классов реализующих ФГОС и рассчитана на 34 часа в год в каждом классе (по 1 часу в неделю) Общая характеристика программы Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Цель и задачи курса «Я - исследователь» Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности. Задачи программы: s формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; •/ обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; s формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; развивать познавательные потребности и способности, креативность. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Основные методы и технологии. Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно- исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. Технологии, методики: • уровневая дифференциация; • проблемное обучение; • моделирующая деятельность; • поисковая деятельность; • информационно-коммуникационные технологии; • здоровьесберегающие технологии; Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности: • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; • с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов. Требования к уровню знаний, умений и навыков. По окончанию реализации программы учащиеся будут: • иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении; -знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования; уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы; • уметь работать в группах, прислушиваться к мнению членов группы отстаивать собственную точку зрения: • владеть планированием и постановкой эксперимента.
Личностные и метапредметные результаты
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников: • альбом, • газета, • гербарий, • журнал, книжка-раскладушка, • коллаж, • коллекция, • костюм, • макет, • модель, • музыкальная подборка, • наглядные пособия, • паспарту, • плакат, • план, ¦ • серия иллюстраций, • сказка, • справочник, • стенгазета, • сувенир-поделка, • сценарий праздника, • учебное пособие, • фотоальбом, • экскурсия.
5. Материально-техническое обеспечение 1. Учебный кабинет с классной доской и необходимой мебелью:
Учебно - тематическое планирование. Тематическое планирование. 2 класс (34 часа)
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы -1ч. Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы. Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч. Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей». Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования - 2ч Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования, Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы. Тема 6-7. Цели и задачи исследования - 2ч. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Знать: ответ на вопрос - зачем ты проводишь исследование? Уметь: ставить цели и задачи исследования. Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы -2ч Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть..., предположим..., допустим..., возможно..., что, если... Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, "Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы. Тема 10-13. Организация исследования(практическое занятие) - 4ч. Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). Знать:- методы исследования. Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию. Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем - 4ч. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация оботкрытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.). Практические задания: “Назови все особенности предмета’', “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”. Знать: - метод исследования - наблюдение Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д. Тема 18-19. Коллекционирование -2ч. Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал. Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч. Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях - 2ч. Выступления учащихся о своих коллекциях. Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч. Понятия: эксперимент, экспериментирование. Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента. Практическая работа. Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента. Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях - 1ч. Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия». Тема 25-27.Сбор материала для исследования - 3 ч. Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Знать: правила и способы сбора материала Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала. Тема 28-29. Обобщение полученных данных -2 ч. Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: "Учимся анализировать". "Учимся выделять главное". “Расположи материал в определенной последовательности". Знать: способы обобщения материала Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите-1ч. Составление плана подготовленных к защите проекта Тема 31. Как подготовить сообщение -1ч. Сообщение, доклад. Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Знать: правила подготовки сообщения. Уметь: планировать свою работу '‘Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др. Тема32. Подготовка к защите -1ч. Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. ТемаЗЗ. Индивидуальные консультации -1ч. Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите. Тема34. Подведение итогов работы -1ч. Анализ своей проектной деятельности.
оборудование и кадровое обеспечение программы Для осуществления образовательного процесса по Программе «Я - исследователь» необходимы следующие принадлежности: » компьютер, принтер; • набор ЦОР по проектной технологии. Занятия по программе ведёт учитель начальных классов Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы: ¦ иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении; ¦ знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования; ¦ уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы: ¦ уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения: ¦ владеть планированием и постановкой эксперимента По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать: • действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы; зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; обозначится граница исследования; • разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи; • деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования; поведется последовательно исследование; • зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация); проанализируются и обобщатся полученные материалы; подготовится отчет - сообщение по результатам исследования; организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи: • простимулируется исследовательское творчество детей у 100% с привлечением родителей; обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%; организуется экспресс - исследование, коллективное и индивидуальное; продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%; включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%; создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации; сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ! активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе. Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников: • альбом, • газета, • гербарий. • журнал, книжка-раскладушка. • коллаж, • коллекция, • костюм, • макет, ® модель, • музыкальная подборка, • наглядные пособия, • паспарту, • плакат, • план. • серия иллюстраций, • сказка, • справочник. » стенгазета. • сувенир-поделка. « сценарий праздника, • учебное пособие. • фотоальбом. • Экскурсия
Литература Для учителя • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008. • Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008 • М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008 Для обучающихся: ¦ Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008 ¦ Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература. ¦ Интернет - ресурсы А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |