Пояснительная записка
Программа факультатива «Я - исследователь» составлена на основе методических рекомендаций Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников»,- Самара: Издательство «Учебная литература», дом «Федоров»2011 г. для учащихся 2, 3, 4 классов реализующих ФГОС и рассчитана на 34 часа в год в каждом классе (по 1 часу в неделю)
Общая характеристика программы
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель и задачи курса «Я - исследователь»
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
s формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
•/ обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
s формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно- исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
• уровневая дифференциация;
• проблемное обучение;
• моделирующая деятельность;
• поисковая деятельность;
• информационно-коммуникационные технологии;
• здоровьесберегающие технологии;
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих
работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Требования к уровню знаний, умений и навыков.
По окончанию реализации программы учащиеся будут:
• иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
-знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
• уметь работать в группах, прислушиваться к мнению членов группы отстаивать собственную точку зрения:
• владеть планированием и постановкой эксперимента.
Личностные и метапредметные результаты
Результаты |
Формируемые умения |
Средства формирования |
личностные |
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. |
организация на занятии парно-групповой работы |
|
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. |
|
Метапредметные
результаты
регулятивные |
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; |
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; |
|
планировать свое действие в соответствии с |
преобразовывать практическую задачу в |
|
поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане |
познавательную:
1 |
|
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; |
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
познавательные |
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации |
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
|
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. |
|
|
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; |
|
|
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; |
|
|
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; |
|
коммуникативные |
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; |
|
умение координировать свои усилия с усилиями других. |
понимать
относительность мнений и подходов к решению проблемы; |
|
формулировать собственное мнение и позицию; |
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; |
|
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; |
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; |
|
задавать вопросы; |
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
|
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; |
|
|
! учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
|
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться. |
Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться |
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: |
я видеть проблемы;
• ставить вопросы;
• выдвигать гипотезы;
• давать определение понятиям; |
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); |
¦ классифицировать; |
Целеполагать (ставить и удерживать цели); |
¦ наблюдать; |
Планировать (составлять план своей деятельности); |
¦ проводить эксперименты;
¦ делать умозаключения и выводы; |
Моделировать (представлять способ действия в виде модели -схемы, выделяя всё существенное и главное); |
¦ структурировать материал |
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; |
¦ готовить тексты собственных докладов;
¦ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. |
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
• альбом,
• газета,
• гербарий,
• журнал, книжка-раскладушка,
• коллаж,
• коллекция,
• костюм,
• макет,
• модель,
• музыкальная подборка,
• наглядные пособия,
• паспарту,
• плакат,
• план, ¦
• серия иллюстраций,
• сказка,
• справочник,
• стенгазета,
• сувенир-поделка,
• сценарий праздника,
• учебное пособие,
• фотоальбом,
• экскурсия.
5. Материально-техническое обеспечение
1. Учебный кабинет с классной доской и необходимой мебелью:
Э |
столами; |
« |
стульями; |
в |
книжными шкафами. |
2. |
Технические средства обучения: |
|
телевизор; |
* |
музыкальный центр. |
3. |
Каждый ребёнок должен иметь для занятий: |
« |
рабочую тетрадь; |
• |
канцелярские принадлежности. |
Учебно - тематическое планирование. Тематическое планирование. 2 класс (34 часа)
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Что можно исследовать? Формулирование темы. |
1 |
|
2-3 |
Как задавать вопросы? Банк идей. |
2 |
|
4-5 |
Тема, предмет, объект исследования. |
2 |
|
6-7 |
Цели и задачи исследования. |
2 |
|
8-9 |
Учимся выделять гипотезы. |
7 |
1 |
10-
13 |
Организация исследования. (практическое занятие.) |
4 |
|
14-
17 |
Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. |
4 |
|
18-
19 |
Коллекционирование. |
2 |
|
20 |
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» |
1 |
|
21-
22 |
Сообщение о своих коллекциях. |
2 |
|
23 |
Что такое эксперимент. |
1 |
|
24 |
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях |
1 |
|
25-
27 |
Сбор материала для исследования. |
Л
3 |
|
28-
29 |
Обобщение полученных данных. |
2 |
|
30 |
Как подготовить результат исследования. |
1 |
|
31 |
Как подготовить сообщение. |
1 |
|
32 |
Подготовка к защите, (практическое занятие.) |
1 |
|
|
Индивидуальная консультация. |
1 |
|
34 |
Подведение итогов. Защита. |
1 |
|
Итого 34 часа |
|
|
Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы -1ч.
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
Тема 2-3. Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
Тема 4-5. Тема, предмет, объект исследования - 2ч
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Тема 6-7. Цели и задачи исследования - 2ч.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос - зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Тема 8-9. Учимся выдвигать гипотезы -2ч Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть..., предположим..., допустим..., возможно..., что, если...
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, "Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
Тема 10-13. Организация исследования(практическое занятие) - 4ч.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать:- методы исследования.
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.
Тема 14-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем - 4ч.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация оботкрытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета’', “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”. Знать: - метод исследования - наблюдение Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.
Тема 18-19. Коллекционирование -2ч.
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Тема 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч. Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».
Тема 21-22. Сообщение о своих коллекциях - 2ч.
Выступления учащихся о своих коллекциях.
Тема 23. Что такое эксперимент - 1ч.
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях - 1ч.
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».
Тема 25-27.Сбор материала для исследования - 3 ч.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
Тема 28-29. Обобщение полученных данных -2 ч.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: "Учимся анализировать". "Учимся выделять главное". “Расположи материал в определенной последовательности".
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное
Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите-1ч.
Составление плана подготовленных к защите проекта
Тема 31. Как подготовить сообщение -1ч.
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу '‘Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.
Тема32. Подготовка к защите -1ч.
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
ТемаЗЗ. Индивидуальные консультации -1ч.
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Тема34. Подведение итогов работы -1ч.
Анализ своей проектной деятельности.
оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Я - исследователь» необходимы следующие принадлежности:
» компьютер, принтер;
• набор ЦОР по проектной технологии.
Занятия по программе ведёт учитель начальных классов
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
¦ иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
¦ знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
¦ уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы:
¦ уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения:
¦ владеть планированием и постановкой эксперимента
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:
• действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
обозначится граница исследования;
• разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
• деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования; поведется последовательно исследование;
• зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация); проанализируются и обобщатся полученные материалы;
подготовится отчет - сообщение по результатам исследования; организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи:
• простимулируется исследовательское творчество детей у 100% с привлечением родителей;
обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
организуется экспресс - исследование, коллективное и индивидуальное;
продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;
включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;
создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!
активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших
школьников:
• альбом,
• газета,
• гербарий.
• журнал, книжка-раскладушка.
• коллаж,
• коллекция,
• костюм,
• макет,
® модель,
• музыкальная подборка,
• наглядные пособия,
• паспарту,
• плакат,
• план.
• серия иллюстраций,
• сказка,
• справочник.
» стенгазета.
• сувенир-поделка.
« сценарий праздника,
• учебное пособие.
• фотоальбом.
• Экскурсия
Литература Для учителя
• Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
• Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
• М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
Для обучающихся:
¦ Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
¦ Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
¦ Интернет - ресурсы
А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
№
* |
Тема.3класс |
Кол-
во
часов |
Дата. |
1. |
Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. |
1 |
|
2. |
Как выбрать тему проекта. |
1 |
|
3. |
Обсуждение и выбор тем исследования. |
1 |
|
4. |
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам). |
1 |
|
5. |
Какими могут быть проекты? |
1 |
|
6. |
Знакомство с видами проектов .Работа в группах. |
1 |
"¦¦¦' |
7. |
Формирование цели, задач исследования. |
1 |
|
8. |
Выдвижение гипотез. |
1 |
|
9. |
Планирование работы. |
1 |
|
10. |
Составление плана работы над проектом. Игра « По местам». |
1 |
|
П. |
Знакомство с методами исследования. |
1 |
|
12. |
Знакомство с предметами исследования. |
1 |
|
13. |
Эксперимент познания в действии. |
1 |
|
14. , |
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. |
1 |
|
15. |
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. |
1 |
|
16. |
Экскурсия в библиотеку. |
1 |
|
17. |
Работа в библиотеке с каталогами. |
1 |
|
18. |
Отбор и составление списка литературы по теме исследования. |
1
|
|
19. |
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. |
1 |
|
20. |
Анализ прочитанной литературы. |
1 |
|
21. |
Правильная запись литературы, используемой в проекте. |
1 |
|
22 |
Исследование объектов. |
1 |
|
23. |
I фактическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся. |
1 |
|
24. |
Основные логические операции. |
1 |
|
25. |
Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное |
1 |
|
.26. t |
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы . |
1 |
|
27. |
Практическое задание. Игра « Найди ошибки художника». |
1 |
|
28. |
Как сделать сообщение о результатах исследования. |
1 |
|
29. |
Оформление работы. |
1 |
|
|
Выполнение рисунков, поделок и т.п. |
1 |
|
31.-32 |
Работа в компьютерном классе. |
2 |
|
33-34. |
Оформление презентации. |
|
|
|
|
|
|
|