| ||||||
|
| |||||
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Оригами»
Пояснительная записка Таинственный мир превращенья бумаги. Программа дополнительного образования «Оригами» является программой художественно-эстетической направленности. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: - быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения - быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами. Оригами развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет; знакомит с основными геометрическими понятиями; улучшает способность следовать устным инструкциям; расширяет коммуникативные способности; воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами; воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе. Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе как: - конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) – поделки оригами; - объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел; - наглядное сопровождение темы урока – например, журавлик при изучении истории о Хиросиме и Нагасаки, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, дома при изучении темы «Экологическая улица», куклы – на занятиях театральной студии; - средство организации урока – например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап; - элемент мероприятий – например, «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Цель:
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
- Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. - Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий. - Обучение различным приемам работы с бумагой. - Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. - Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей. - Воспитание интереса к искусству оригами, расширение коммуникативных способностей детей, формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Место курса «Оригами» в учебном плане:
Программа «Оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года (135 ч): 1 класс – 33 ч, 2 класс – 34 ч, 3 класс 34 ч, 4 класс – 34 ч. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Принципы построения программы: Программа «волшебный мир оригами» построена на основе следующих принципов: - доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); - наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов); - индивидуальности. - демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей); - научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы); - линейности «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Методы работы: Для реализации программы используются следующие методы: 1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: - словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); - наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); - практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам). 2. Методы, в основе, которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); - репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); - частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом); - исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся); - стимулирования и мотивации (игры, создание эмоционально-нравственной ситуации, поощрение, убеждение).
Методическое обеспечение:
- наглядный материал; - раздаточный материал.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер; - демонстрационный экран (интерактивная доска); - мультимедийный проектор.
Планируемые результаты:
В результате обучения по данной программе учащиеся: - научатся различным приемам работы с бумагой; - будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами, приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами; историю возникновения техники оригами; основные геометрические понятия и базовые формы оригами; приемы создания композиции на плоскости; - научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами; организовывать свое рабочее место; - разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию. - овладеют навыками культуры труда; - улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |