Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» для 10-11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ МО и науки РФ от 05.03.2004г №1089), программы для образовательных учреждении й по мировой художественной культуре для 5-11 классов (сост. Г.И Данилова-м. Дрофа, 2009).
Федеральный БУП для образовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ от 09.03.2004г №1312);
Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Новосибирской области на (приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 01.07.2014г. №1573);
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год (приказ от 19.12.2012г № 1067);
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводится на изучение МХК в 10-11 классах 70 часов, по 1 часу в неделю (36 часов в 10 классе, 34 часа в 11 классе). Используется учебник Г.И. Даниловой для 10-11 классов.
Содержание курса.
Важнейшей особенностью содержания курса МХК в 10-11 классах является представленная в нем широкая панорама развития мировой художественной культуры. Данный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки, а главное- выработать устойчивые представления о художественной картине мира на всем протяжении ее развития. Кроме того, такой путь изучения курса позволит учащимся выявить и осознать причины выдвижения на первый план того или иного вида искусства в конкретную культурно-историческую эпоху, а также увидеть «прорастания» древних пластов культуры в искусстве настоящего времени. Исторический путь изучения курса позволит также понять закономерность смены художественной эпохи стилей и направлений в искусстве различных стран и народов мира.
Особое внимание уделяется знакомству с основными этапами развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как с уникальными самобытными явлениями, имеющими непреходящее мировое значение. При этом учитывается специфика развития региональных культур, определенная особенностями национального состава населения, сложившимися культурными традициями и региональными представлениями. Эта особенность построения курса МХК продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга, воспитывает взаимное уважение с помощью вечных, непреходящих ценностей мировой культуры.
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
1.Развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
2.Воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
3.Освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре , их характерных особенностях , о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
4.Овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения;
5.Использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:
1.Формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;
2.Формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
3.Формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия. Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.
Построение программы «Мировая художественная культура» моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы:
1. Принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;
2. Принцип историзма;
3. Принцип опоры на творческий метод (стиль);
4. Принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;
5. Принцип художественно-педагогической драматургии урока.
В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативном и дифференцированном характере заданий.
Содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.
Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует реализации непрерывного культурологического образования.
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать/понимать
1. Основные виды и жанры искусства;
2. Изучение направления и стиля МХК;
3. Шедевры мировой художественной культуры;
4. Особенности языка различных видов искусств;
Уметь:
1. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
2. Устанавливать стилевые сюжетные связи между произведениями различных видов искусств;
3. Пользоваться различными источниками информации о Мировой художественной культуре;
4. Выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. Выбора своего культурного развития;
2. Организации личного и коллективного досуга;
3. Выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
4. Самостоятельного художественного творчества.
4.1 Обобщающее повторение. Сочинение рассуждение: «Что есть красота?»
4.2 Повторительно-обобщающий урок: Мировая художественная культура от 17 века и до современности.
Форма и средства контроля
Основаны предметов оценки результатов художественного образования является знание, результатов обучения- умение, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы. Мотивы и письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных творческих знаний, рефератов, докладов, презентаций. В качестве методов диагностики результатов обучения служат .диспуты, семинары, олимпиады, викторины.
Содержание программы для 10 класса.
№ |
Название тем и разделов |
Кол-во часов |
1 |
Древние цивилизаций |
6 часов |
2 |
Культура античности |
4 часов |
3 |
Средние века |
10 часов |
4 |
Культура Востока |
6 часов |
5 |
Возрождение |
8 часов |
6 |
Повторение изученного курса |
2 часа |
7 |
Всего |
36 часов |
Содержание программы для 11 класса.
№ |
Название тем и разделов |
Кол-во часов |
1 |
Художественная культура 17-18 вв. |
12 часов |
2 |
Художественная культура 19 в. |
9 часов |
3 |
Художественная культура 20 в. |
11 часов |
4 |
Повторение изученного курса |
2 часа |
5 |
Всего |
34 часов |
Источники информации и средства обучения.
1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура от истоков до 17 века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009
2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура от 17 века и до современности. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений./ Г.И. Данилова. – 7-е издание, – М.: Дрофа, 2010
3. Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Мировая художественная культура: от истоков до 17 века. 10 класс», «Мировая художественная культура: от 17 века и до современности. 11 класс». – М.: Дрофа, 2004
4. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции/ Н.А. Кун. – М., Любое издание
5. Мифы и легенды народов мира./ сост. Н.В. Будур и И.А. Панкеев. – М., 2000
Интернет ресурсы:
1. http://evgg-71.narod.ru
2. http://wiki.vspu.ru
3. http://nsportal.ru