Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 5,6,7,8,9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004г №1089) и примерной программы основного общего образования по Информатике и ИКТ (Сборник нормативных документов Информатика М. Дрофа 2008г), Федерального БУП для образовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ от 09.03.2004г №1312), регионального базисного учебного плана для государственных и общеобразовательных учреждений на 2014-2015 учебный год (Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 01.07.2014г. №1573), федеральным перечнем учебников , рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год (приказ №1067 от 19.12.2012г.)
На предмет «Информатики и ИКТ» в 5 классе по учебному плану школы отводится 1 час в неделю (всего 35 часов), в 6 классе по учебному плану школы отводится 0,5 час в неделю (всего 17,5 часов), в 7 классе по учебному плану школы отводится 1 час в неделю (всего 35 часов), в 8 классе по учебному плану школы отводится 1 час в неделю (всего 36 часов), в 9 классе по учебному плану школы отводится 2 часа в неделю (всего 68 часов).
Изучение Информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направленно на достижение следующих целей:
1. Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
2. Овладение умений работать с различными видами информациями с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средств ИКТ;
4. Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения, избирательного отношения к полученной информации;
5. Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессии, востребованных на рынке труда.
Требование к уровню
подготовки выпускников.
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:
Знать/понимать:
· Виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
· Единицы измерения количества и скорости информации принцип дискретного (цифрового) представления информации;
· Основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следствие, ветвление, цикл; понятия вспомогательного алгоритма;
· Программный принцип работы компьютера;
· Назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
Уметь:
· Выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
· Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
· Оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации;
· Создавать информационные объекты, в том числе:
O Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления, проводить проверку правописания, использовать в тексте таблицы, изображения;
O Создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
O Создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
O Создавать записи в базах данных;
O Создавать презентации на основе шаблонов;
· Искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источников информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
· Пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком), следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения при работе со средствами информационно-коммуникационных технологий.
Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни и практической деятельности для:
· Создание простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в виде блок-схем);
· Проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
· Создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
· Организация индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
· Передача информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Источники информации и средства обучения
1. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс./ Под ред. Н.В. Макаровой.-СПб.: Питер,2008
2. Газета «Информатика», №6 – 2008 (559). Материалы к уроку «Графический редактор».
3. Программа по информатике профессора Н.В. Макаровой.-СПб.: Питер, 2008
4. Информатика. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Н.В. Макаровой «Информатика. 5-6 класс»./сост. Е.А.Егоров.-Волгоград: ИТД «Корефей», 2008
5. Информатика. 7-9 класс. Под ред. Н.В.Макаровой.-СПб.:Питер,2008
6. Информатика. 7-9 классы. Поурочные планы по учебнику Н.В. Макаровой «Информатика. 7-9 классы»./ Сост. Е.А.Егоров. – Волгоград: ИТД «Корефей». 2008
Интернет ресурсы:
1. www.shoolcollecion.ru
2. http://inf777.narod.ru
3. http://portal/krsnet.ru
4. www.eor.edu.ru
5. http://klyaksa.net
Средства обучения:
1. Учебник
2. Компьютер
3. Мультимедийный проектор
4. Плакаты
5. Сканер
6. Принтер
7. Интернет
8. Раздаточный материал (папки с практическими работами, карточками)
9. Готовые файлы с заданиями
Требования к уровню подготовки обучающихся в 5 классе:
В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:
1. Какими средствами вычислительной техники пользовались люди до появления компьютеров;
2. Название и назначение основных частей компьютера;
3. Назначение основных клавиш на клавиатуре;
4. Способ представления информации в компьютере;
5. Основные понятия в информатике «окно», «интерфейс», «компьютер», «информация», «информатика»;
6. Интерфейс и основы работы в стандартных приложениях Windows;
7. Назначение графического редактора и сфера его применения;
8. Возможности простого графического редактора Paint;
9. Понятие «панель инструментов», «палитра», «пиксель», «пиктограмма»;
10. Понятие «алгоритм»;
В результате обучения учащиеся должны уметь:
1. Включать, выключать компьютер;
2. Пользоваться клавиатурой для работы с экранным меню, ввода текстовой информацией;
3. Пользоваться мышью для работы с экранным меню, ввода графической информацией.
Содержание курса по Информатике и ИКТ 5 классе
№
п/п |
Название темы |
Содержание темы |
Кол-во
часов |
1 |
Учимся работать на компьютере |
Компьютер, Основные устройства компьютера, рабочий стол, мышь, клавиатура, окно, калькулятор. |
12 |
2 |
Компьютерная графика |
Компьютерная графика, Создание, редактирование рисунка, настройка инструментов, фрагмент рисунка, построение с помощью клавиши shift, пиксель, пиктограмма, алгоритмы в нашей жизни. |
23 |
Цели изучения основ информатики в 6 классе:
1. Продолжение формирования базиса компьютерной грамотности учащихся;
2. Освоении среды программирования Лого.
Обязательны минимум содержания
Среда программирования Перволого:
Знакомство со средой Перволого, костюмы Черепашки, добавление/удаление Черепашки, курс Черепашки, команды Черепашки, Оформление программ, датчики, кнопки, личная карточка, набор инструментов.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 6 классе:
В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:
1. Возможности среды ЛогоМиры;
2. Команда Черепашки и правило их писать;
3. Понятия «панель инструментов», «команда», «программа», «датчик», «костюм», «анимация», «модель», «кнопка», «личная карточка».
В результате обучения учащиеся должны уметь:
1. Добавлять/удалять Черепашку;
2. Менять костюмы Черепашки костюмы;
3. Менять курс Черепашки;
4. Делать анимацию;
5. Работать с инструментами (ножницы, кнопка и т.д);
6. Писать программу по алгоритму;
Содержание курса по Информатике и ИКТ 6 классе
№ |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1 |
Среда программирования ЛогоМиры |
17,5 |
2 |
Всего |
17,5 |
Содержание курса по Информатике и ИКТ 7 классе
№ |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1 |
Информация. Информационные процессы. |
13 часов |
2 |
Информационная картина мира |
5 часов |
3 |
Программное обеспечение информационных технологий |
5 часов |
4 |
Техническое обеспечение информационных технологий |
9 часов |
5 |
История развития компьютерной техники |
2 часа |
6 |
Повторение |
1 час |
7 |
Всего |
35 часов |
Содержание курса по Информатике и ИКТ для 8 класса.
№ |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1 |
Информация и информационные процессы |
4 часа |
2 |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации |
4 часа |
3 |
Обработка текстовой информации |
14 часов |
4 |
Обработка графической информации |
6 часов |
5 |
Обработка числовой информации |
8 часов |
6 |
Всего |
36 часов |
Содержание курса по Информатике и ИКТ для 9 класса.
№ |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1 |
Информационная картина мира |
5 часов |
2 |
Моделирование в среде графического редактора |
7 часов |
3 |
Моделирование в среде текстового редактора |
5 часов |
4 |
Программное обеспечение информационных технологий |
1 час |
5 |
Основы алгоритмизации |
7 часов |
6 |
Моделирование в электронных таблицах |
12 часов |
7 |
Система управления базой данных Access |
8 часов |
8 |
Коммуникация в глобальной сети Интернет |
7 часов |
9 |
Техническое обеспечение информационных технологий |
9 часов |
10 |
Повторение |
7 часов |
11 |
Всего |
68 часов |