Рабочая программа по курсу « Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы для учащихся 4 класса А. В.Кураева М., Просвещение 2010г.
Цели и задачи курса
Цель комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» - формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»:
-развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
-формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в
семье и обществе;
-формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности
России;
-об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
-осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России
-становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Определение места и роли учебного курса
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа.
Описание ценностных ориентиров.
В основе учебно-воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Информация об используемом учебнике
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», 4 – 5 классы (Кураев А. В.).
Содержание учебного материала
Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
4. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
6. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
3. Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
5. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
6. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
7. Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 4-го класса:
Знать/понимать:
-основные понятия религиозных культур;
-историю возникновения религиозных культур;
-историю развития различных религиозных культур в истории России;
-особенности и традиции религий;
-описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
Уметь:
-описывать различные явления религиозных традиций и культур;
-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
-излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
-соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
Литература и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Учебник А. В.Кураев « Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2013 год
2. Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2013 год
3. « Основы религиозных культур и светской этики» Книга для учителя М., Просвещение 2013
Календарно-тематический план
по предмету «Основы православной культуры»
4 класс
(1час в неделю-34 часа в учебном году)
№ урока |
|
Тема |
|
Вид деятельности |
|
раздел |
по факту |
|
1 |
Россия — наша Родина |
|
Россия – наша Родина |
|
|
2 |
Основы православной культуры |
|
Культура и религия |
|
|
3 |
|
|
Человек и Бог в православии |
|
|
4 |
|
|
Православная молитва |
|
|
5 |
|
|
Библия и Евангелие |
|
|
6 |
|
|
Проповедь Христа |
|
|
7 |
|
|
Христос и Его крест |
|
|
8 |
|
|
Пасха |
|
|
9 |
|
|
Православное учение о человеке |
|
|
10 |
|
|
Совесть и раскаяние |
|
|
11 |
|
|
Заповеди |
|
|
12 |
|
|
Милосердие и сострадание |
|
|
13 |
|
|
Золотое правило этики |
|
|
14 |
|
|
Храм |
|
|
15 |
|
|
Икона |
|
|
16 |
|
|
Творческие работы учащихся |
|
|
17 |
|
|
Подведение итогов |
|
|
18 |
|
|
Как христианство пришло на Русь |
|
|
19 |
|
|
Подвиг |
|
|
20 |
|
|
Заповеди блаженств |
|
|
21 |
|
|
Зачем творить добро? |
|
|
22 |
|
|
Чудо в жизни христианина |
|
|
23 |
|
|
Православие о Божием суде |
|
|
24 |
|
|
Таинство Причастия |
|
|
25 |
|
|
Монастырь |
|
|
26 |
|
|
Отношение христианина к природе |
|
|
27 |
|
|
Христианская семья |
|
|
28 |
|
|
Защита Отечества |
|
|
29 |
|
|
Христианин в труде |
|
|
30 |
|
|
Любовь и уважение к Отечеству |
|
|
31 |
|
|
Подготовка творческих проектов учащихся |
|
|
32 |
|
|
Выступление учащихся со своими творческими работами |
|
|
33 |
|
|
Выступление учащихся со своими творческими работами |
|
|
34 |
|
|
Презентация творческих проектов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|