Пояснительная записка к рабочей программе курса «Исследователь» (кружок)
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс расширяет знания детей о вспомогательных исторических дисциплинах, о своей семье, о родном крае, помогает увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий. Курс разработан в рамках реализации программы «Образовательная среда: «Один ученик – один компьютер»
Основу содержания программы составляет историческое краеведение и исследовательская работа.
Первый этап исторического исследования заключается в получении информации о происхождении источника и обусловлен его специфичностью, поэтому каждая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свои приемы и объект исследования. Но цель у них одна: помочь всесторонне изучить источник, дать максимум информации о его происхождении.
Начало краеведческой работы традиционно связывают с изучением родословной учащегося, это позволяет детям взглянуть на историю не как на науку о давно умерших, незнакомых личностях, а как науку, изучающую близкие и важные события.
Современный этап развития общества предъявляет требования к овладению учащимися навыков работы с компьютером, другими информационными носителями.
Данные положения определили структуру программы. Материал систематизирован в три блока:
Первый блок – «Введение в ИКТ (Сlassmate PC)»
Второй блок – «Вспомогательные исторические дисциплины»;
Третий блок – «Моя родословная».
Главной целью курса является формирование условий для овладения учащимися ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.
Образовательные задачи:
формирование представлений о различных вспомогательных исторических дисциплинах; овладение начальными навыками исследовательской работы, овладение навыками работы на ПК
ознакомление с историей своей семьи, историей и современной жизнью своего населенного пункта и региона.
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
Развивающие задачи:
развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению, адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
Предполагаемые результаты обучения.
Требования к уровню подготовки направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.
Это предполагает:
- овладение начальными навыками работы с Классмейт ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений, навыки работы с электронным пером, работы в программе «Моя родословная»;
- усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы;
- знания о предмете и объекте изучения вспомогательных исторических дисциплин;
- составление родословной своей семьи, ее оформление в рамках программы «Моя родословная»
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме практикумов, собеседований, презентаций результатов деятельности учащихся.
Рабочая программа рассчитана на год и составлена из расчёта учебного времени 34 учебных недели, 34 часа в год (1 час в неделю), что соответствует учебному графику школы на 2008 – 2009 г.
I четверть – 9 часов
II четверть – 7 часов
III четверть – 10 часов
IV четверть – 8 часов
Тематическое планирование занятий кружка
Раздел I Введение в ИКТ (Сlassmate PC)
Тема 1. Содержание и задачи работы кружка. Правила ТБ при работе с ПК. – 1 ч.
Тема 2. Формы и методы исследовательской работы. 1ч.
Тема 3. Программа текстовый редактор Word 1ч.
Тема 4. Программа графический редактор Paint. Электронное перо. 1ч.
Тема 5. Программа Power Point 1 ч.
Раздел II Вспомогательные исторические дисциплины
Тема 6. Исторические источники. 1ч.
Тема 7. Роль вспомогательных исторических дисциплин в изучении истории. 1ч.
Тема 8. Археология как наука. Практикум по археологии. 2 ч.
Тема 9. Ономастика как наука. 1ч.
Тема 10. Антропонимика как наука. Практикум по антропонимике. 2 ч.
Тема 11. Топонимика как наука. Практикум по топонимике. 2 ч.
Тема 12. Геральдика как наука. Практикум по геральдике. 2 ч.
Тема 13. Палеографика как наука. Практикум по палеографике. 2 ч.
Тема 14. Хронология как наука. Практикум по хронологии. 2 ч.
Тема 15. Нумизматика как наука. Практикум по нумизматике. 2 ч
Раздел III Моя родословная.
.
Тема 16. Генеалогия как наука. 1ч.
Тема 17. Методика генеалогических исследований 2 ч.
Тема 18 Типы родословных таблиц. Практикум по составлению родословных таблиц.2 ч.
Тема 18. Программа «Моя родословная». 7 ч.
Планирование занятий курса «Исследователь»
тема курса |
кол.ч. |
№ занят. |
тема занятия |
форма занятия |
Раздел I Введение в ИКТ (Сlassmate PC)
1.Содержание и задачи работы кружка. Правила ТБ при работе с ПК. |
1 |
1 |
1 четверть
Содержание и задачи работы кружка. Правила ТБ при работе с ПК. |
|
2.Формы и методы исследовательской работы. |
1 |
2 |
Формы и методы исследовательской работы. |
|
3. Программа текстовый редактор Word |
1 |
3 |
Программа текстовый редактор Word |
|
4. Программа графический редактор Paint. Электронное перо |
1 |
4 |
Программа графический редактор Paint. Электронное перо |
|
5. Программа Power Point |
1 |
5 |
Программа просмотра и редактирования фотоизображений |
|
Раздел II Вспомогательные исторические дисциплины
6. Исторические источники. |
1 |
6 |
Исторические источники. |
|
7. Роль вспомогательных исторических дисциплин в изучении истории. |
1 |
7 |
Роль вспомогательных исторических дисциплин в изучении истории. |
|
8. Археология как наука. Практикум по археологии. |
2 |
8
9 |
Археология как наука.
Практикум по археологии. |
|
9. Ономастика как наука. |
1 |
10 |
2 четверть
Ономастика как наука.
|
|
10. Антропонимика как наука. Практикум по антропонимике. |
2 |
11
12 |
Антропонимика как наука.
Практикум по антропонимике. |
|
11. Топонимика как наука. Практикум по топонимике. |
2 |
13
14 |
Топонимика как наука.
Практикум по топонимике. |
|
12. Геральдика как наука. Практикум по геральдике |
2 |
15
16 |
Геральдика как наука.
Практикум по геральдике |
|
13. Палеографика как наука. Практикум по палеографике. |
2 |
17
18 |
3 четверть
Палеографика как наука.
Практикум по палеографике. |
|
14. Хронология как наука. Практикум по хронологии. |
2 |
19
20 |
Хронология как наука.
Практикум по хронологии. |
|
15. Нумизматика как наука. Практикум по нумизматике. |
2 |
21
22 |
Нумизматика как наука.
Практикум по нумизматике. |
|
Раздел III Моя родословная.
16. Генеалогия как наука. |
1 |
23 |
Генеалогия как наука. |
|
17. Методика генеалогических исследований |
2 |
24
25 |
Предмет и задачи генеалогии
Русская генеалогия |
|
18. Типы родословных таблиц. Практикум по составлению родословных таблиц. |
2 |
26
27 |
Типы родословных таблиц.
4 четверть
Практикум по составлению родословных таблиц. |
|
19. Программа «Моя родословная». |
7 |
28
29
30
31
32
33
34 |
4 четверть
Знакомство с компьютерной программой «Моя родословная»
Составление списков родственников по восходящей линии
Подборка фотографий родственников по восходящей линии
Составление семейной картотеки
Создание семейного альбома
Создание презентации «Моя семья»
Презентация «Моя семья» |
|