Пояснительная записка
к учебному плану
для обучающихся 1 класса, реализующему ФГОС
начального общего образования,
УМК «Школа России»
Учебный (образовательный) план начального общего образования для 1 класса МОУ «1 - Петропавловской СОШ» разработан на основе:
· Закона РФ «Об образовании»;
· Приказа министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
·
Федерального государственного стандарта начального общего
образования второго поколения, утвержденного приказом Министерства
образования и
науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373
· Приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2009 г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», зарегистрированным Минюстом России 04 февраля 2011г. № 19707
· Приказа Минобрнауки Новосибирской области от 23.05.2011 № 985 "Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования, на 2011- 2012 учебный год"
· Санитарно - эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», 2.4.2.2821 – 10 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации 29декабря 2010 г., зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011г. № 19993.
Учебный план l класса состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, в 1 классе отсутствует в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Таким образом, недельная нагрузка составляет 20 часов, не превышая максимально допустимую для 1 класса. Образовательный процесс организован по 5-ти дневной учебной неделе. Продолжительность учебного года составляет в 1 классе 33 недели и продолжительность уроков 35 минут.
Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов и отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
· формирование гражданской идентичности школьников;
· их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
· готовность к продолжению образования в основной школе;
· формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
· личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Реализация содержания стандартов нового поколения начальной школы в условиях апробации предусматривает использование имеющихся в школе учебно-методических комплектов.
Учебный план 1 класса реализуется через комплект «Школа России» под редакцией Плешакова А.А. Принципами построения УМК «Школа России» являются: приоритет воспитания в образовательном процессе, личностноориентированный и деятельностный характер обучения. Все предметы, включая и предметы эстетического цикла, работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться..
Обязательная часть учебного плана 1 класса представлена шестью предметными областями:
1.Филология. Основные задачи реализации содержания предметной области - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Данная предметная область представлена учебными предметами: русский язык (обучение письму) 5 часов и литературным чтением (обучение грамоте) - 4 часа. Учебник по обучению грамоте и чтению (автор: Горецкий В.Г. и др.) Русский язык (автор: Канакина В.П., Горецкий В.Г.), Литературное чтение (авторы: Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г., Голованова М.В.)
2. Математика и информатика. Основные задачи - развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Область представлена учебным предметом «Математика» – 4 часа. «Математика» (автор Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.)
3. Обществознание и естествознание (Окружающий мир). Основные задачи - формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме
Область представлена учебным предметом «Окружающий мир» - 2 часа. «Окружающий мир» (автор Плешаков А.А.)
4. Искусство. Основные задачи - развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Данная предметная область представлена учебными предметами: «Изобразительное искусство» и «Музыка» по 1 часу в неделю. Музыка (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.). Программа ориентирована на развитие духовного потенциала младшего школьника через формирование его музыкальной культуры и творческой компетентности, позволяет поддерживать и развивать творческие индивидуальные способности учащихся. Изобразительное искусство (авторы Неменская Л.А., Неменский Б.М.) Данный курс направлен на развитие у учащихся творческого мышления через раскрытие его творческой индивидуальности.
5. Технология. Основные задачи - формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности
Область представлена учебным предметом: «Технология» - 1 час. Технология (авторы: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. и др.)
6. Физическая культура. Основные задачи - укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Предметная область представлена учебным предметом: «Физическая культура» по 2 часа. Физическая культура Лях В.И.
Учебные предметы: музыка, физическая культура ведут учителя-предметники.
Часовая сетка учебного плана для обучающихся 1 класса
Предметные
области |
Учебные предметы
|
Количество часов
в неделю |
Всего за год |
Федеральный компонент |
Филология |
Русский язык |
5 |
165 |
Литературное чтение |
4 |
132 |
Математика и информатика |
Математика |
4 |
132 |
Обществознание и естествознание |
Окружающий мир |
2 |
66 |
Искусство |
Музыка |
1 |
33 |
Изобразительное искусство |
1 |
33 |
Технология |
Технология |
1 |
33 |
Физическая культура |
Физическая культура |
2 |
66 |
ИТОГО |
|
20 |
660 |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
20 |
660 |
Раздел учебного плана внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта предоставляет обучающимся возможность выбора занятий, направленных на развитие личности. Внеурочная деятельность в школе реализуется через дополнительные образовательные программы, программы социализации учащихся, воспитательные программы.
Время, отведенное на внеурочную деятельность (10 ч), не учитывается при определении максимально допустимой предельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
В учебном плане по внеурочной деятельности указан объём в часах по каждому направлению. Внеурочная деятельность реализуется в различных формах (кружки, экскурсии, секции, конкурсы, соревнования, общественно-полезные практики и т. д.) во второй половине дня.
Программа развития школы направлена на реализацию общественно-ориетированного образования, поэтому главными задачами являются: формирование гражданской ответственности и правового самосознания обучающихся, развитие духовности и культуры, выявление индивидуальности каждого ребенка и создание условий для реализации их способностей, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитание стремления к здоровому образу жизни. Содержание внеурочной деятельности сформировано с учетом запросов учащихся и их родителей (законных представителей). Внеурочная деятельность предусматривает несколько направлений, из которых учащийся выбирает не менее двух в соответствии со своими интересами.
Внеурочная деятельность организована по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, духовно-нравственное, социальное.
Занятия проводятся учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования, педагогом-психологом, социальным педагогом.
Все программы внеурочной деятельности направлены на следующие результаты:
· приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),
· понимания социальной реальности и повседневной жизни,
· формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде),
· получение школьником опыта самостоятельного социального действия (взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде).
Для занятий внеурочной деятельности активно используются помимо учебного кабинета, игровая комната, спортзал, компьютерный класс, актовый зал.
Направления |
|
Количество часов
в неделю |
Всего за год |
Внеурочная деятельность |
Спортивно-оздоровительное
направление |
Спортивные игры |
2 |
66 |
Художественно-эстетическое направление |
Разноцветный мир
|
2 |
66 |
В гостях у сказки
|
2 |
66 |
Научно-познавательное направление |
Юный натуралист |
2 |
66 |
Общественно-полезная деятельность |
Оригами |
2 |
66 |
Итого: |
10 |
330 |