Организация внеурочной деятельности
МОУ 1 – Петропавловской СОШ в рамках
ФГОС второго поколения
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Одной из главных проблем нашей школы для организации ВУД является отсутствие учреждений дополнительного образования, специалистов с музыкальным, техническим, хореографическим и другим специальным образованием, недостаточное программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности. Недостающие программы были взяты из «Примерных программ внеурочной деятельности», а затем адаптированы к условиям нашей школы. Некоторые курсы разработаны педагогами самостоятельно на основе методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности.
Внеурочная работа реализуется через кружки, которые посещают все учащиеся класса. Это обусловлено несколькими причинами:
- дети еще маленькие;
- удаленность центров дополнительного образования от школы;
- родители заняты на работе и водить детей на занятия нет возможности.
Режим работы в 1 классах строится по традиционной схеме: 1 половина дня отдана на урочную работу с перерывом на завтрак и динамическую паузу; во второй половине дня ученики сначала отдыхают и обедают, а затем посещают кружки.
В течение всего дня с детьми находится учитель начальных классов, который регулирует посещение учащимися кружков и других мероприятий.
Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.
Описание модели
Программа организации внеклассной деятельности состоит из 5 подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности:
1. Спортивно-оздоровительное направление - «Подвижные игры»;
2. Художественно-эстетическое направление – «Разноцветный мир», «В гостях у сказки»;
3. Научно-познавательное – «Юный натуралист»;
4. Общественно – полезная деятельность – «Оригами».
Результаты
Реализуемая программа
Приобретение школьником социальных знаний
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Получение опыта самостоятельного общественного действия
1. Здоровый ребенок – успешный ребенок
Занятия в спортивной секции «Подвижные игры», беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах
2. Одаренные дети
Занятия в кружке «Разноцветный мир»
Участие в школьных творческих конкурсах детских рисунков, выставках декоративного и прикладного искусства
3. Мир знаний
Занятия в кружке «Юный натуралист»
4. Проектная деятельность
Занятия в кружке «Оригами»
Участие в школьных творческих конкурсах детских поделок
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются собственные ресурсы (педагоги дополнительного образования – учителя начальных классов, физической культуры, ИЗО).
Ожидаемые результаты
Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к своему селу, школе; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.