| ||||||
|
| |||||
физика
Пояснительная записка Рабочая программа по физике составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами · федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; · приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; · примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по физике (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263). · приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования из расчета 2 учебных часа в неделю в 10 и 11 классах. Рабочая программа составлена на 210 часов из расчета: 3 учебных часа в неделю в 10 классе (36 недель) и 3 часа в неделю в 11 классе (34 недели). Дополнительные часы взяты из компонента образовательного учреждения. Изучение физики направлено на достижение следующих целей: 1. освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира, наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы; 2. овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств вещества; практического использования физических знаний, оценивать достоверность естественнонаучных знаний; 3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; 4. воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественного содержания; готовности к морально- этической оценке использования научных достижений, чувства ответственность за защиту окружающей среды; 5. использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Содержание программы (210 часов) Физика и методы научного познания (4ч) Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира. Механика (44часа) Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использования законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики. Механические колебания и волны. Школьный компонент: Свободное падение. Движение тела, брошенного горизонтально. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Деформация. Силы упругости. Движения тела под действием силы упругости. Закон Гука. Силы трения. Трение покоя. Упругие и неупругие столкновения. Лабораторные работы 1.Изучение равномерного движения.2.Определение ускорения тела при равноускоренном движении. 3. Школьный компонент: Измерение жёсткости пружины. 4.Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести. 5. Школьный компонент: Измерение коэффициента трения скольжения. 6.Изучение закона сохранения механической энергии. 7. Школьный компонент: Оценка собственной мощности. Молекулярная физика (30ч) Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеально газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение. Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Школьный компонент: Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Тепловое объёмное расширение жидкостей и твёрдых тел. Коэффициенты линейного и объёмного расширения. Тепловая машина Карно. Критическая температура. Дефекты кристаллов. Жидкие кристаллы. Закон пластической деформации. Диаграмма зависимости механического напряжения от деформации. Учебно-исследовательский проект «Почему теплеет». Лабораторные работы 1.Определение удельной теплоты парообразования 2.Измерение влажности воздуха. 3.Измерение удельной теплоты плавления льда. Электродинамика (77ч) Элементарный электрический заряд. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Переменный электрический ток. Электромагнитное поле. Электрические волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения. Законы распространения света. Оптические приборы. Школьный компонент: Потенциальная энергия заряженного тела в однородном поле. Связь между напряженностью поля и напряжением. Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка. Электрический ток в газах. Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. Громкоговоритель Электродинамический микрофон Магнитные свойства вещества. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения колебаний Динамика колебательного движения. Вынужденные колебания. Резонанс. Линза. Построение изображений, даваемых линзами. Формула линзы. Учебно-исследовательский проект «История великих изобретений». Учебно-исследовательский проект «Современные средства связи». Лабораторные работы 1.Школьный компонент: Определение направления вектора напряжённости электрического поля 2.Изучение последовательного и параллельного соединения проводников. 3. Определение удельного сопротивления проводника 4.Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. 5.Изучение явления электромагнитной индукции. 6. Школьный компонент: Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы. 7.Измерение показателя преломления стекла. Квантовая физика и элементы астрофизики (29 часов) Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмов. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной. Школьный компонент: Учебно-исследовательский проект «Космическая эра» Школьный компонент: Элементы теории относительности Постулаты теории относительности. Релятивистский закон сложения скоростей. Зависимость массы тела от скорости. Релятивистская динамика. Связь между массой и энергией. Школьный компонент: Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества Единая физическая картина мира. Физика и научно-техническая революция. Физика как часть человеческой культуры. Уроки итогового повторения (21 час) Школьный компонент: Лабораторный практикум (5часов) Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений среднего (полного) общего образования по физике. В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен знать / понимать смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная; смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд; смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта; вклад российских учёных и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли, свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомами; фотоэффект; отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё неизвестные явления; приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно- популярных статьях; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды. Учебно-методическая литература: 1. Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б, Сотский Н.Н Физика 10. М.: Просвещение,2005год. 2. Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б, Физика 11. М.: Просвещение,2005год. 3. Рымкевич А. П. Сборник задач по физике. 10-11 класс. Дрофа, 2006 год. 4. Степанова Г. Н. Сборник задач по физике. 10-11 класс. М.: Просвещение, 2003 год. 5. Левитан А. Е. Астрономия-11.-М.:Просвещение,2003 год. 6. В.А. Волков. Поурочные разработки по физике.10 класс.М., «Вако»,2006 7. В.А. Волков. Поурочные разработки по физике.11 класс.М., «Вако»,2006 8. Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября» Электронные учебные издания: 1. Лабораторные работы по физике. 10класс. Дрофа, 2006 2. Лабораторные работы по физике. 11класс. Дрофа, 2006 3. Открытая физика. Под редакцией профессора МФТИ С.М.Козела. ООО «ФИЗИКОН», 1996-2001
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |