Пояснительная записка к рабочей программе курса «Исследователь» (кружок)

 

           Пояснительная записка к рабочей программе курса «Исследователь» (кружок)

 

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс  расширяет знания детей о вспомогательных исторических дисциплинах, о своей семье, о родном крае, помогает увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, овладеть начальными  навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий. Курс разработан в рамках реализации программы «Образовательная среда: «Один ученик – один компьютер»

Основу содержания программы составляет историческое краеведение и исследовательская работа.

Первый этап исторического исследования заключается в получении информации о происхождении источника и обусловлен его специфичностью, поэтому каждая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свои приемы и объект исследования. Но цель у них одна: помочь всесторонне изучить источник, дать максимум информации о его происхождении.

Начало краеведческой работы традиционно связывают с изучением родословной учащегося, это позволяет детям взглянуть на историю не как на науку о давно умерших, незнакомых личностях, а как науку, изучающую близкие и важные события.

Современный этап развития общества предъявляет требования к овладению учащимися навыков работы с компьютером, другими информационными носителями.

Данные положения определили структуру программы. Материал систематизирован в три блока:
Первый блок –  
«Введение в ИКТ (Сlassmate  PC
Второй блок – «Вспомогательные исторические дисциплины»;
Третий блок – «Моя родословная».

 

 Главной целью курса является формирование условий для овладения учащимися ключевыми  компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.

 

 

Образовательные задачи:

*       формирование представлений о различных вспомогательных исторических дисциплинах; овладение начальными навыками исследовательской работы, овладение навыками работы на ПК

*       ознакомление с историей  своей семьи, историей и современной жизнью своего населенного пункта и региона.

             

Воспитательные задачи:

 

*       развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

*       формирование толерантности и толерантного поведения в условиях  полиэтничности,  поликонфессиональности и поликультурности региона;

*       укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

Развивающие задачи:

*       развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса  учащихся к краеведению, адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

*       формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

Предполагаемые результаты обучения.

 

   Требования к уровню подготовки  направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного  и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми  компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.

 

Это предполагает:

 - овладение начальными навыками работы с Классмейт ПК:  умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений, навыки работы с электронным пером, работы в программе «Моя родословная»;

- усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы;

- знания о предмете и объекте изучения вспомогательных исторических дисциплин;

- составление родословной своей семьи, ее оформление в рамках программы «Моя родословная»

Эффективность  обучения  по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться  в форме практикумов, собеседований, презентаций результатов деятельности учащихся.

Рабочая программа рассчитана на год и составлена из расчёта учебного времени 34 учебных недели, 34 часа в год (1 час в неделю), что соответствует учебному графику школы на 2008 – 2009 г.

I четверть – 9 часов

II четверть – 7 часов

III четверть – 10 часов

IV четверть – 8 часов

 

Тематическое планирование занятий кружка

Раздел I  Введение в ИКТ (Сlassmate  PC)
Тема 1. Содержание и задачи работы кружка. Правила ТБ при работе с ПК. – 1 ч.

Тема 2. Формы и методы исследовательской работы.                                           1ч.

Тема 3. Программа  текстовый редактор  Word                                                      1ч.

Тема 4. Программа  графический редактор Paint. Электронное перо.                  1ч.

Тема 5. Программа      Power Point                                                                            1 ч.                                                   

       
 

Раздел II  Вспомогательные исторические дисциплины

                                         

Тема 6. Исторические источники.                                                                             1ч.

Тема 7. Роль вспомогательных исторических дисциплин в изучении истории.  1ч.

Тема 8. Археология как наука. Практикум по археологии.                                    2 ч.

Тема 9. Ономастика как наука.                                                                                   1ч.

Тема 10. Антропонимика как наука. Практикум по антропонимике.                     2 ч.

Тема 11. Топонимика как наука. Практикум по топонимике.                                 2 ч.

Тема 12. Геральдика как наука. Практикум по геральдике.                                     2 ч. 

Тема 13. Палеографика как наука. Практикум по палеографике.                            2 ч.

Тема 14. Хронология как наука. Практикум по хронологии.                                   2 ч.

Тема 15. Нумизматика как наука. Практикум по нумизматике.                               2 ч


 
Раздел III  Моя родословная.

 

                            .

 Тема 16. Генеалогия как наука.                                                                                   1ч.

Тема 17. Методика генеалогических исследований                                                   2 ч.

Тема 18 Типы родословных таблиц. Практикум по составлению родословных таблиц.2 ч.

Тема 18. Программа «Моя родословная».                                                                    7 ч.

 

 

Планирование занятий курса «Исследователь»

тема курса

кол.ч.

№ занят.

тема занятия

форма занятия

 

 

Раздел I  Введение в ИКТ (Сlassmate  PC)

1.Содержание и задачи работы кружка. Правила ТБ при работе с ПК.

 

 

1

 

 

1

1 четверть

 

Содержание и задачи работы кружка. Правила ТБ при работе с ПК.

 

 

 

 

 

 

 

2.Формы и методы исследовательской работы.                                          

1

2

Формы и методы исследовательской работы.                                          

 

3. Программа  текстовый редактор  Word                                                       

1

3

Программа  текстовый редактор  Word                                                      

 

4. Программа  графический редактор Paint. Электронное перо

1

4

Программа  графический редактор Paint. Электронное перо

 

5. Программа Power Point

1

5

Программа просмотра и редактирования фотоизображений                    

 

Раздел II  Вспомогательные исторические дисциплины

6. Исторические источники.                                                                             

1

6

Исторические источники.                                                                             

 

7. Роль вспомогательных исторических дисциплин в изучении истории.  

1

7

Роль вспомогательных исторических дисциплин в изучении истории.  

 

8. Археология как наука. Практикум по археологии.                                    

2

8

9

Археология как наука.

Практикум по археологии.                                    

 

 

 

 

9. Ономастика как наука.                                                                                   

 

 

 

1

 

 

 

10

2 четверть                                                                              

 

 Ономастика как наука.    

 

 

 

 

10. Антропонимика как наука. Практикум по антропонимике.                     

2

11

12

Антропонимика как наука.

Практикум по антропонимике.                     

 

11. Топонимика как наука. Практикум по топонимике.                                 

2

13

14

Топонимика как наука.

Практикум по топонимике.                                 

 

12. Геральдика как наука. Практикум по геральдике

2

15

16

Геральдика как наука.

Практикум по геральдике

 

 

 

13. Палеографика как наука. Практикум по палеографике.                            

 

 

2

 

 

17

18

3 четверть

 

 Палеографика как наука.

Практикум по палеографике.                            

 

14. Хронология как наука. Практикум по хронологии.                                   

2

19

20

Хронология как наука.

Практикум по хронологии.                                   

 

15. Нумизматика как наука. Практикум по нумизматике.                               

2

21

22

Нумизматика как наука.

Практикум по нумизматике.                               

 

Раздел III  Моя родословная.

16. Генеалогия как наука.                                                                                  

1

23

Генеалогия как наука.                                                                                  

 

 

 

 

17. Методика генеалогических исследований                                                   

2

24

25

Предмет и задачи генеалогии

Русская генеалогия

 

18. Типы родословных таблиц. Практикум по составлению родословных таблиц.

2

26

 

 

 

 27

Типы родословных таблиц.

 

4 четверть

 

Практикум по составлению родословных таблиц.

 

 

 

19. Программа «Моя родословная».                                                                    

 

 

7

 

 

28

29

30

31

32

33

34

4 четверть

 

Знакомство с компьютерной программой «Моя родословная»

Составление списков родственников по восходящей линии

Подборка фотографий родственников по восходящей линии

Составление семейной картотеки

Создание семейного альбома

Создание презентации «Моя семья»

Презентация «Моя семья»