Программа информатизации на 2007-2010
Министерство образования РФ
Министерство образования Новосибирской области
ПРОГРАММА
информатизации
МОУ 1 – Петропавловской СОШ
на 2007 – 2010 год
2007
с. Петропавловка 1-ая
Состояние проблемы информатизации образования в МОУ
1 – Петропавловской СОШ и обоснование необходимости её решения
В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности в решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом.
Компьютерный класс в МОУ 1 – Петропавловской СОШ был открыт в 2001 году на 3 рабочих места.
В 2005 был установлен новый компьютер. В 2007 году кабинет был дооснащен усовершенствованными компьютерами и мультимедийным оборудованием
В рамках развития процесса информатизации, формирования у учащихся положительной мотивации к образовательному процессу, с целью воспитания культурной, творчески активной, социально зрелой, ИКТ компетентной и востребованной обществом личности введены уроки информатики в 5,6,10 и 11 классах с 2001 года. Занятия ведет учитель информатики Шендрикова Валентина Даниловна (учитель I категории).
В рамках реализации программы информатизации необходим перевод педколлектива школы на качественно новый уровень образования на основе его информатизации, что позволит строить образовательный процесс с применением компьютерных технологий. На начало 2007 – 2008 учебного года компьютером и компьютерными технологиями владеют 30% учителей. К концу учебного года в рамках работы ММЦ (курсы) и плана работы школы принято решение повысить уровень ИТК компетентности остальных учителей и довести до 80% обученности.
Кабинет |
Тип ПК (процессор) |
Шт. |
Год установки ПК |
Объем оперативной памяти |
Объем HDD (жесткого диска |
Принтер (марка, к-во) |
Сканер (марка, к-во) |
Библиотека |
Celeron 2.20 GHz |
1 |
2007 |
1,00 ГБ |
1,60 ГГц |
М 580 HP |
HP Photomart C 3183 |
№7 (Информатика) |
Intel Celeron |
3 |
2001 |
256Мб |
734МГц |
Laserjet 1018 | |
Intel (R) |
1 |
2005 |
248 Мб |
2,53 ГГц | |||
Pentium (R) 3,06 GHz |
2 |
2007 |
512 Мб |
3,06 ГГц | |||
Pentium (R) 3,06 GHz |
1 |
2007 |
504 Мб |
1,79 ГГц | |||
Celeron 2.20 GHz |
2 |
2007 |
1,00 ГБ |
1,60 ГГц | |||
Секретарь. Делопроизводитель. |
Celeron 1.60 GHz |
1 |
2006 |
224Мб |
2,20ГГц |
Sumsung SCX - 4100 |
Sumsung SCX - 4100 |
Обеспеченность вычислительной техникой:
Наличие выхода в Интернет
Модем ИКМ – 4 ДМ
Фамилия, имя, отчество, должность ответственного за электронную почту: Шендрикова Валентина Даниловна – учитель информатики
Использование новых информационных технологий в
образовательном процессе:
Предмет |
Обеспеченность соответствующими программами по классам |
Наименование компьютерных программ |
Русский язык |
1 - 9 |
Обучающая программа – тренажер «Фраза» |
История |
5 |
История |
5 - 6 |
История древнего мира | |
7 - 8 |
История нового времени | |
6 - 11 |
Энциклопедия истории России | |
9,11 |
История России XX век | |
Мировая художественная культура |
|
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства |
|
Эрмитаж. Искусство западной Европы | |
|
Шедевры русской живописи | |
|
История искусства | |
Право |
9 - 11 |
Экономика и право |
География |
6 |
Начальный курс географии |
10 |
Экономическая и социальная география мира | |
7 |
География. Материки, океаны, народы, страны | |
Физика |
7 - 11 |
Физика. Практикум |
7 - 11 |
Физика. Библиотека наглядных пособий | |
7 - 11 |
Открытая физика | |
Химия |
8 |
Химия |
8 - 11 |
Химия. Виртуальная лаборатория | |
10-11 |
Химия. Общая и неорганическая | |
10-11 |
Органическая химия | |
|
Химия для всех – XXI. Самоучитель | |
Математика |
10-11 |
Вычислительная математика и программирование |
5 - 11 |
Математика. Практикум | |
5 - 9 |
Интерактивная математика | |
Биология |
5 - 11 |
Репетитор. Весь школьный курс |
9 |
Анатомия и физиология человека | |
Экология |
10-11 |
Экология. Учебное пособие |
|
Экология. | |
Обществознание |
8 - 11 |
Обществознание. Практикум. |
Таким образом, информатизация образовательного процесса МОУ
1 – Петропавловской СОШ характеризуется следующими качественными и
количественными признаками
№ п/п |
Качественная характеристика |
Количественный показатель |
1 |
Количество современных ПК |
14 |
2 |
Количество мультимедийных проектов |
2 |
3 |
Количество мультимедийных экранов |
2 |
4 |
Наличие видеотехники |
2 |
5 |
Наличие средств DVD |
1 |
6 |
Электронные учебники |
- |
7 |
Электронные энциклопедии |
- |
8 |
Тесты, тренажеры |
3 |
9 |
Видеофильмы |
14 |
10 |
Компьютерный класс |
1 |
11 |
Подключение к сети ИНТЕРНЕТ |
+ |
12 |
Наличие сайта ОУ в сети ИНТЕРНЕТ |
+ |
13 |
Количество педагогов, владеющих компьютером. |
8 (30%) |
Проблемой для школы является неэффективное использование компьютерной и видеотехники.
Причины в отсутствии достаточного программного обеспечения и низкой квалификации преподавателей в использовании информационных и телекоммуникационных технологий, недостаточном оснащении кабинетов.
Выше указанные проблемы предопределили противоречие между потребностями социума в воспитании гражданина, приспособленного к новым социально-экономическим условиям, целями образования (высокое качество образования выпускников, ориентированное на запросы социальной среды) и реальными условиями обучения в школе с точки зрения информатизации образовательного процесса.
Цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы.
Целями Программы являются создание и развитие образовательной информационной среды школы, обеспечивающей
§ повышение качества образования;
§ развитие и эффективное использование современных достижений в области образования региона, страны;
§ создание условий для управления качеством образования на основе информационных технологий.
Задачи Программы
1. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе.
2. Внедрение учебных материалов нового поколения.
3. Профессиональное развитие педагогов в области применения информационно-коммуникационных технологий.
Сроки реализации Программы: 2007 – 2010 годы
На первом этапе (2007 – 2008 годы) предусмотрено обеспечение школы техническим оборудованием (на 80%), учебными материалами нового поколения (электронные учебно-методические комплексы, информационные средства поддержки организации образовательного процесса и другие), профессиональная подготовка педагогов и администрации в области применения информационно- коммуникационных технологий.
На втором этапе (2009 год) предусмотрено системное внедрение информационных технологий, ИНТЕРНЕТ – технологий в процессы управления, образовательный процесс на основе современных программных средств и высокой квалификации педагогических кадров в области информатизации образования; внедрение дистанционного обучения.
На третьем этапе (2010 год) предусмотрено обеспечение школы техническим оборудованием на 100%, создание локальной сети образовательного учреждения с целью создания и развития образовательной информационной среды школы. Основные направления Программы:
1. Обеспечение школы компьютерной техникой.
2. Программное обеспечение и внедрение информационно-коммуникационных технологий.
3. Подготовка педагогических кадров к реализации Программы.
Финансирование Программа планируется за счет внебюджетных средств и средств областного бюджета.
Система программных мероприятий
Развитие процессов информатизации образования нормативно опирается на следующие нормативные документы:
1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года
2. Концепция федеральной программы развития образования до 2010 года.
3. Комплекс мероприятий федеральной программы развития образования до 2010 года
4. Приказ МО РФ «Об использовании дистанционных образовательных технологий» от 06.05.2006г. № 137
5. Федеральная целевая программа «Развитие единой информационной среды (2001 – 2005 годы)»
6. Областная целевая программа __________________________________
7. Проект МО РФ «Информатизация системы образования» в рамках национального приоритетного проекта «Образование»
Одним из приоритетных направлений является внедрение электронных учебных материалов нового поколения. Это:
§ целостные учебно-методические комплексы по всем предметам учебного плана;
§ информационные источники (изображения, тексты, аудио- и видео- материалы);
§ инструменты учебной деятельности (текстовые редакторы, геоинформационные системы, виртуальные лаборатории и другие);
§ информационные средства поддержки организации образовательного процесса (конструктор школьных сайтов, электронный журнал).
Неотъемлемой частью информатизации образовательного процесса является профессиональная подготовка педагогических кадров по вопросам не только использования информационных технологий, но и разработки методических рекомендаций к электронным учебным материалам.
Решение задач, направленных на создание и развитие образовательной информационной среды выходит на обеспечение управления качеством образования на основе новых информационных технологий, распределение информационных потоков образовательного учреждения по уровням управления с целью эффективного использования.
В условиях модернизации системы образования основная целевая установка современной школы направлена на формирование у учащихся потребности в самостоятельной познавательной деятельности, на поиск и получение новой информации, что влечет за собой необходимость изменения традиционных форм организации учебного процесса. Использование дистанционных образовательных технологий – новый шаг в информатизации системы образования. Конечным результатом внедрения дистанционного обучения является повышение эффективности обучения и достижение более высоких образовательных результатов. Используемые сетевые мультимедиа- учебные – курсы являются дидактическим средством обучения.
В ходе реализации Программы необходимо учитывать современные нормы и правила, регламентирующие использование информационных технологий в образовательный процесс школы.
1. Обеспечение школы компьютерной техникой.
Цель:
§ 100% обеспеченность компьютерной техникой кабинетов школы и всех уровней управления;
§ создание условий для эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса
№ п/п |
Планируемые мероприятия |
Сроки |
Объемы финансирования |
Ответственные |
1 |
Обеспеченность 100% кабинетов школы персональными компьютерами. |
До 2010 года |
Внебюджет 200 000 |
Директор |
2 |
Приобретение мультимедийных проекторов и мультимедийных экранов в кабинеты |
До 2010 года |
Внебюджет 100 000 |
Директор. Совет школы |
3 |
Создание локальной сети образовательного учреждения с целью эффективного взаимодействия всех уровней управления, участников образовательного процесса |
До 2009 года |
Внебюджет 50 000 |
Директор |
2. Программное обеспечение и внедрение информационно – коммуникативных
технологий
Цель:
§ управление образовательным процессом школы на основе новых информационных технологий;
§ создание медиатеки современного уровня, обеспечивающей инвариантную и вариативную часть учебного плана;
внедрение информационных технологий в образовательный процесс.
№ п/п |
Планируемые мероприятия |
Сроки |
Объемы финансирования (руб.) |
Ответственные |
1 |
Установление программ, обеспечивающих сбор. хранение и обработку информации (базы данных) |
2008 – 2009 годы |
Внебюджет 10 000 |
Заместитель директора по УВР |
2 |
Приобретение программ, обеспечивающих управление качеством образования в школе на различных уровнях (учитель, руководители МО, заместитель директора, директор) |
До 2009 года |
Внебюджет 30 000 |
Директор школы, учитель информатики |
3. |
Создание медиатек по всем предметам учебного плана |
До 2010 года |
Внебюджет 15 000 |
Зав. библиотекой |
4. |
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс на основе использования электронных учебных материалов нового поколения. |
2008 – 2010 годы |
|
Заместитель директора по УВР |
5. |
Подготовка учебных проектов учащимися школы с использованием информационных технологий |
2007 – 2010 годы |
Внебюджет 2 000 |
Заместитель директора по УВР |
6. |
Подготовка семинаров, конференций по проблемам внедрения информационных технологий |
2008 – 2010 годы |
|
Заместитель директора по УВР, руководители МО |
7. |
Формирование банков данных по всем направлениям деятельности |
2008 – 2010 годы |
|
Заместитель директора по УВР. учитель информатики |
8. |
Внедрение дистанционного обучения, использования ИНТЕРНЕТ - технологий |
До 2009 года |
Внебюджет 2 000 |
Учитель информатики |
9. |
Представление и обобщение опыта работы школы по вопросам информатизации образовательного процесса посредством создания научно-методической продукции, размещения информации на сайте школы, сайте управления по делам образования |
2007 – 2010 годы |
|
Заместители директора, учитель информатики |
3. Подготовка педагогических кадров к реализации
программы
Цель:
повышение уровня компьютерной грамотности педагогических кадров школы
№ п/п |
Планируемые мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Формирование банка данных педагогов школы, отражающего уровень овладения информационными технологиями |
2007 год
2010 год |
Заместитель директора по УВР |
2 |
Повышение квалификации всех категорий педагогических работников и вспомогательных служб школы в ММЦ по вопросам информатизации образовательного процесса (использование информационно-коммуникационных технологий, разработка электронных учебных материалов) |
В соответствии с планом работы ММЦ, планом работы школы |
Заместитель директора по УВР |
Ожидаемые результаты реализации Программы.
1. Обеспеченность персональными компьютерами современного уровня 100% учебных кабинетов.
2. Создание образовательной информационный среды школы на основе локальной сети образовательного учреждения и доступа к сетевым ресурсам.
3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс на основе использования электронных учебных материалов современного поколения.
4. Внедрение дистанционного обучения в школе.
5. Создание учебных проектов с использованием современных средств обучения.
6. 100% педагогического коллектива профессионально владеют вопросами информатизации образования
7. Управление качеством образования на основе информационных технологий и образовательного мониторинга.
Литература
1. Информатизация общего образования: Научно-методическое пособие/ Под редакцией Д. Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004
2. Матрос Д. Ш., Баранова Ю. Ю., Мананникова Н. Г. «Построение процесса обучения на основе новых информационных технологий», журнал «Завуч» № 7, 2000 год.
3. Трубина Л. А., Осина В. В. «Программа информатизации школы на 2005 – 2008 гг.» Журнал «Практика административной работы в школе» №8 2007г.