Публичный доклад
Публичный доклад
директора муниципального образовательного учреждения
1 – Петропавловской средней общеобразовательной школы Венгеровского района Новосибирской области
Общая характеристика образовательного учреждения
МОУ 1 – Петропавловская средняя общеобразовательная школа основана в 1965 году после реорганизации 8-летней 1 – Петропавловской школы в среднюю. Школа находится в селе Петропавловка 1-ая Венгеровского района Новосибирской области, расположенном в 500 км. на северо-запад от г. Новосибирска и в 25 км. от районного центра – с. Венгерово. Адрес школы: 632261, Новосибирская область, Венгеровский район, с. Петропавловка 1-ая, улица Юбилейная – 9, телефон (838369) 31-284, сайт: http://s 1petrop.ven.edu54. Связь с райцентром осуществляется посредством шоссейной дороги с щебеночным покрытием. Современное школьное здание было построено в 1972 году на 380 мест.
Школа имеет структурные подразделения – начальные классы в. д. Бровничи, в д. Красноярка и в д. Ночка.
Директором школы с 2009 года является Пашкова Любовь Тхомасовна, учредитель – Администрация Венгеровского района Новосибирской области. Школа имеет государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности по реализации общеобразовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования и свидетельство о государственной аккредитации.
Школа находится в центре села. В микрорайоне школы расположены Дом культуры с сельской библиотекой, интернат, сеть магазинов и организации сферы услуг (медицинский пункт, почтовое отделение, сберегательная касса, столовая ЗАО «Рямовское» и др.)
В сентябре 2008 года на базе школы в здании интерната начал функционировать детский сад на 20 мест.
Состав обучающихся
В школе в основном обучаются дети животноводов и механизаторов ЗАО «Рямовское», педагогических и медицинских работников, безработных и пенсионеров. В 2009 – 2010 учебном году в школе функционировало 15 классов-комплектов, в которых обучалось 128 учащихся.
Структура классов по образовательным ступеням, сведения о выпускных классах.
|
1 ступень |
2 ступень |
3 ступень |
Всего по ОУ |
Количество обучающихся |
56 |
62 |
10 |
128 |
Классов-комплектов (в них учащихся) |
8(56) |
5 (62) |
2 (10) |
15(128) |
В том числе: - общеобразовательных учреждений ( в них учащихся); - ККО ( в них учащихся); - с углубленным изучением отдельных предметов ( в них - количество классов во вторую смену ( в них учащихся); - количество групп продленного дня ( в них учащихся); - выпускных классов ( в них учащихся);
|
9(54)
- - -
1(15) 1(11)
|
5(62)
- - -
1(15) 1(14)
|
2(10)
- - -
- 1(7)
|
16(128)
- - -
2(30) 3(32)
|
В школе в 2009-2 010 учебном году в 5 – 11 классах обучались дети из 4-х начальных школ:
д. Красноярка – 14 человек;
д Ночка – 9 ;
д. Григорьевка – 4;
д. Бровничи – 2.
Из МОУ Урезской ООШ в 10 – 11 классах обучался 1 учащийся.
Подвоз и отвоз детей из д. Красноярка и д. Григорьевка осуществлялся ежедневно на школьном автобусе, из д. Бровничи и с. Урез – 2 раза в неделю ( в понедельник и субботу). При школе работает интернат.
Структура управления общеобразовательного учреждения
В школе завершился переход от командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества, организован процесс развития и саморазвития управления педагогической системой. Действует двухуровневая организационная структура внутришкольного управления.
В школе созданы и действуют следующие органы управления:
1. Совет школы, в который входят учителя, родители, учащиеся и общественность села.
2. Педагогический совет – постоянно действующий орган управления МОУ, рассматривающий основные вопросы образовательно-воспитательного процесса.
3. Родительские комитеты школы и классов, созданные в целях содействия школе в осуществлении воспитания и обучения детей.
4. Методический совет и методические объединения учителей и классных руководителей, призванные повышать методическую квалификацию педагогов.
5. Совет старшеклассников – орган детского и юношеского самоуправления в школе (участвует в подготовке и обсуждении постановлений, затрагивающих интересы детей).
6. Детская организация «Радуга» - добровольное самодеятельное общественное формирование детей и подростков для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы .
Органы власти школы работают в тесном контакте с администрацией и общественными организациями МОУ в соответствии с действующим законодательством. В перспективе – создание Попечительского совета МОУ.
У названных органов общественно-государственного управления достаточно полномочий для оказания реального влияния на решение проблем улучшения жизнедеятельности школы.
Создана и существует нормативная база по общественному самоуправлению это: Положение о Совете школы, Положение о Совете старшеклассников, Устав детской организации.
Примеры эффективности системы общественного управления школой
1. Организация шефской работы родителей над трудновоспитуемыми, решение вопроса воспитания и обучения со специалистами и комитетами сельской администрации.
2. Помощь родителей, спонсоров в улучшении материальных условий работы школы (ежегодный ремонт классных комнат на средства родителей, на средства спонсоров – выпускников приобретены домашний кинотеатр, спортивный инвентарь, художественная литература. На проведение новогодних праздников ежегодно выделяют небольшие средства ЧП Шубина, Калистратова).
3. Разработан «Кодекс» ученика, который предусматривает стремление учащихся к самосовершенствованию, благоприятно сказывается как на учебной, так и на внеурочной деятельности.
Совершенствуется самоуправленческая общественная деятельность, пронизывающая всю жизнь детей в школе, выполняя защитную, морально-этическую, корректирующую и созидательную функции.
Условия осуществления образовательного процесса
Школа работает в одну смену. Начало занятий в 9.00, продолжительность уроков 45 минут (для учащихся 1 класса в I полугодии – 35 минут). Длительность перемен от 10 минут (между 1 и 2 уроками, 4 – 6 уроками) и до 20 минут (после второго и третьего уроков). С 15.30 работают 2 группы продленного дня: для начальных и средних классов. С 14.00 до 20.00 проводятся факультативные занятия, элективные курсы, работают кружки, секции (по расписанию)
Структура учебного года: 4 четверти, осенние, зимние, весенние каникулы. В феврале недельные каникулы для первоклассников. Общая продолжительность каникул составляет 30 дней. Продолжительность учебного года – 34 недели (для 1 класса – 33 недели). При приеме в 1 и 5 класс нет собеседований, тестирований и других испытаний. Прием в 10 класс осуществляется на основании заявления родителей и аттестата об основном общем образовании за 9 класс. Учащиеся первого класса не аттестуются, второго класса – со второй четверти, 10-11 классов – по полугодиям.
В школе соблюдаются санитарные нормы, созданы все условия для успешного освоения образовательных программ, которые доступны школьникам. Регулярно проводятся медицинские осмотры, что позволяет администрации школы получать данные по основным направлениям заболеваний школьников. На основании этой информации классные руководители планируют профилактическую работу с целью укрепления здоровья учащихся, согласуя её с программой «Здоровье», принятой в 2006 году. Она направлена на пропаганду здорового образа жизни и внедрение физической культуры в жизнь каждого ученика (одним из положительных моментов является введение третьего часа урока физической культуры, проведение физкультминуток на уроке). Три раза в год проводятся Дни здоровья.
При школе ежегодно в июне месяце работает оздоровительная площадка для учащихся 1 – 7 классов.
Во время летнего отдыха в 2009-2010 учебном году оздоровительную площадку на базе школы посещали 89 человек.
В школе отсутствует потребление наркотиков, этому способствует профилактическая работа среди детей и подростков. Работа ведется в сотрудничестве с медицинскими работниками ФАПа с. Петропавловка 1-ая, подразделением по делам несовершеннолетних при районном отделении милиции, работниками Дома культуры и сельской библиотеки. В 2009-2010 в школе проводились традиционные мероприятия, посвященные теме «Правовые знания» знаний. В течение года проводились: беседы, устные журналы, конкурсы плакатов и рисунков на тему «Нет наркотикам!», встречи с сотрудниками ПППН, ГИБДД, ППС, анкетирование учащихся.
В школе было организовано бесплатное горячее питание школьников (на 2 и 3 переменах).
Работа педагогического коллектива в 2009-2010 учебном году была направлена на решение следующих задач:
- сохранение контингента учащихся в 1 – 11 классах;
- повышение качества образования и общей культуры учащихся школы;
- сохранение физического и психического здоровья школьников;
- создание условий для реализации доступности, качества и эффективного образования, способствующих развитию и саморазвитию нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Учебный план школы.
Учебный план – основной образовательный документ школы на учебный год. Он позволяет формировать у учащихся глубокие и всесторонние знания основ наук, совершенствовать индивидуальную работу с учащимися, формировать навыки самоконтроля, творческое отношение к труду. Учебный план школы состоит из инвариантной части и вариативной. Инвариантная часть включает в себя федеральный и региональный компонент, зафиксированные обязательные предметы по семи образовательным областям и фиксированное число часов по этим предметам.
Состав вариативного учебного плана определяется исходя из запросов учащихся, часы вариативной части используются в 2 – 11 классах на проведение факультативов по предметам, общественно полезного труда, в 10 и 11 классах на элективные курсы и исследовательскую работу. Вариативная часть плана способствует развитию профориентации учащихся, удовлетворению личностных интересов школьников.
Программы данных факультативов, курсов по выбору отвечают требованиям по структуре, содержанию: определены цели, задачи конкретного курса, определено количество часов по темам, прописаны ожидаемые результаты изучаемого курса, определены методы и формы изучения тем курса, контроля знаний учащихся.
Материально-техническая база образовательного учреждения
МОУ 1 – Петропавловская средняя общеобразовательная школа представляет собой двухэтажное здание с общей площадью 3028 кв.м., 2 мастерские: токарная и слесарная, спортивный зал, библиотека, столовая на 80 мест, компьютерный кабинет (9 компьютеров), актовый зал, лыжная база, музей. При школе есть пришкольный участок площадью 1,5 га, где выращиваются овощи и ягоды для горячего
Книжный фонд школы составляет 10359 экземпляров, в том числе школьных учебников 578 экземпляров. В школе осуществляется выход в Интернет.
Кадровое обеспечение
Педагогический коллектив школы состоит из 29 учителей и воспитателей. Высшее образование имеют 16 человек, среднеспециальное – 8 человек, незаконченное высшее – 5.
Награждены Почетными грамотами управления образования Венгеровского района – 2 человека. В 2009 – 20010 учебном году 9 человек прошли курсы повышения квалификации на базе факультета переподготовки педкадров при Новосибирском государственном педагогическом университете и НИПКиПРО, 4 - на базе Венгеровского ИМЦ. В школе имеются вакансии учителя химии, биологии.
Финансовые ресурсы
В 2009 – 2010 учебном году поступило по безналичному расчету из федерального, областного и местного бюджетов на лицевой счет школы 11671,7 тысяч рублей. Из них приобретено оборудования на сумму 302,6 тысяч рублей.
Результаты образовательной деятельности
Результатами образовательной деятельности школы и оценки работы школы за 2009-2010 учебный год является следующее
Успеваемость учащихся по классам (100).
Класс |
2009-2010 учебный год |
1 |
100 |
2 |
100 |
3 |
100 |
4 |
100 |
5 |
100 |
6 |
100 |
7 |
100 |
8 |
100 |
9 |
100 |
10 |
100 |
11 |
100 |
Успеваемость по школе составила 100% (1 ученик из 2 и 1 ученик из 4 класса оставлены на повторный курс обучения).
Качественная успеваемость (%).
Класс |
2007-2008 учебный год |
1 |
- |
2 |
28 |
3 |
57 |
4 |
52 |
5 |
50 |
6 |
38 |
7 |
27 |
8 |
38 |
9 |
36 |
10 |
100 |
11 |
57 |
Качественная успеваемость по школе составила 44%.
Из 128 учащихся школы 5 отличников. Из них ученица 11 класса Майорова Марина подтвердила свои знания на выпускных экзаменах и получила серебряную медали «За особые успехи в учении».
В конце учебного года по русскому языку и математике проводились контрольные работы.
Результаты контрольных работ по русскому языку (83 %):
Класс |
2009-2010 учебный год |
2 |
92 |
3 |
100 |
4 |
100 |
5 |
83 |
6 |
69 |
7 |
50 |
8 |
100 |
9 |
50 |
10 |
100 |
11 |
86 |
Результаты контрольных работ по математике( 87):
Класс |
2007-2008 учебный год |
1 |
100 |
2 |
100 |
3 |
100 |
4 |
100 |
5 |
92 |
6 |
83 |
7 |
100 |
8 |
75 |
9 |
62 |
10 |
100 |
11 |
43 |
Прошла итоговая (государственная) аттестация выпускников 9, 11 классов в установленные сроки и в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального, регионального, муниципального и школьного уровней образования
На конец 2009-2010 учебного года в 9 классе обучалось 14 человек. Все учащиеся были допущены к государственной итоговой аттестации. Все сдали экзамены за курс основной школы и получили документ об образовании соответствующего образца. Учащиеся 9 класса сдавали 2 обязательных экзамена – по русскому языку и алгебре в новой форме и 2 экзамена по выбору.
Экзамен по русскому языку состоял из 3-х заданий: изложения, теста и сочинения-рассуждения. Все учащиеся с работой справились успешно.
79% учащихся подтвердили свои годовые оценки по русскому языку, а 14% (2 ученика) показали результаты выше годовых, 7% (1 ученик) – ниже годовых. Максимальный балл по русскому языку был 44, по нашей школе средний балл – 31,7. Наибольшее количество баллов набрала Волобуева Дарья ( 42)и получила за экзамен «5».
Экзамен по математике состоял из 2-х частей, первая из которых позволяла оценить уровень обязательной подготовки, а вторая часть состояла из более сложных заданий. Экзамен сдали все учащиеся, все подтвердили свои годовые оценки, а 7% показали результаты выше годовых. Максимальное количество баллов составляло 32, средний балл по школе – 16,6. Лучшие результаты показала Шепелева Елена(24), что соответствовало оценке «5»
Результаты по русскому языку и алгебре
Предмет |
Кол-во сдавших экзамен |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Качес тво |
Русский язык |
14 |
1 |
7 |
6 |
- |
57 |
Математика |
14 |
1 |
8 |
5 |
- |
64 |
Результаты экзаменов по выбору
Предмет |
Кол-во сдавших экзамен |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Качес тво |
Литература |
3 |
3 |
- |
- |
- |
100 |
История |
4 |
3 |
1 |
- |
- |
100 |
География |
6 |
3 |
3 |
- |
- |
100 |
Физика |
4 |
2 |
1 |
1 |
- |
75 |
Черчение |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
67 |
ОБЖ |
3 |
1 |
- |
2 |
- |
33 |
Следует отметить, что не все учащиеся 9 класса подтвердили свои оценки на экзаменах по ОБЖ и физической культуре. Хорошие знания на экзаменах показали такие учащиеся как Волобуева Дарья, Шепелева Елена, Краваль Анна.
На конец 2009-2010 учебного года в 11 классе обучалось 7 учащихся. Все они были допущены к итоговой аттестации и успешно ее выдержали. Учащиеся сдавали 2 обязательных экзамена – по русскому языку и математике, остальные экзамены можно было или сдавать или нет (это зависело от того, собирался ли выпускник поступать в высшее учебное заведение). Трое учащихся ограничились ограничились только двумя обязательными экзаменами. Майорова Марина сдавала по выбору еще два предмета – обществознание и историю, Фишер Александр – физику и историю, Мастяева Анна– обществознание и Снегирева Елена - биологию. Все экзамены сдавались в форме ЕГЭ. Количество набранных баллов не переводилось в оценку и в аттестат выставлялись итоговые оценки как среднеарифметические за 10 и 11 классы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ(обязательные)
№ |
ФИО уч-ся |
Русский язык |
Математика | ||||
мин |
ср |
балл |
мин |
ср |
балл | ||
1. |
Ещенко Ирина |
36
|
59
|
51
|
21
|
39
|
38
|
2. |
Мастяева Анна |
36 |
59 |
44 |
21 |
39 |
25 |
3. |
Майорова Марина |
36
|
59 |
69 |
21
|
39 |
52
|
4. |
Репина Юлия |
36
|
59 |
48
|
21
|
39 |
38
|
5. |
Снегирева Елена |
36 |
59
|
46
|
21
|
39
|
34
|
6. |
Фишер Александр |
36 |
59 |
59 |
21 |
39 |
60 |
7. |
Черных Юлия |
36
|
59 |
43
|
21
|
39 |
25
|
Результаты ЕГЭ повыбору
№ |
ФИО Уч-ся |
Обществознан. |
История |
Биология |
Физика | ||||||||
мин |
ср |
балл |
мин |
ср |
балл |
мин |
ср |
балл |
мин |
ср |
балл | ||
1. |
Мастяева Анна |
39 |
|
42 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Майорова Марина |
39
|
|
68 |
34
|
44,9 |
63
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Снегирева Елена |
|
|
|
|
|
|
36 |
51 |
32 |
|
|
|
4. |
Фишер Александр |
|
|
|
34 |
44,9 |
52 |
|
|
|
34 |
52.5 |
66 |
Из приведенной таблицы видно, что все выпускники школы набрали минимальное количество баллов по обязательным предметам, но выше среднего балла по русскому языку набрала Майорова Марина (69) и Фишер Александр (59). По математике были результаты выше среднего балла у двух учащихся (Майорова Марина – 52, Фишер Александр – 60),остальные учащиеся набрали выше минимального количества баллов. По выбору ЕГЭ сдавали 4 учащихся. Историю сдавали Майорова М. и Фишер А., оба набрали по предмету выше среднего балла. Физику (ср. балл – 52,5) сдавал 1 учащийся – Фишер А., набрал 66 баллов. Обществознание сдавали 2 учащихся – набрали баллов выше среднего – Майорова Марина – 68, Мастяева Анна – 42. Биологию сдавала Снегирева Елена – она не набрала минимального количества баллов. Из – за увольнения учителя биологии учащаяся не получила необходимой помощи в подготовке к ЕГЭ. Уровень подготовки выпускников к аттестации в этом году был достаточно высоким. Это результат работы всего педагогического коллектива.
В 2009-2010 учебном году большое внимание уделялось работе с одаренными детьми и учащимися, мотивированными на учебу. В начале года совместно с классными руководителями были составлены списки учащихся с повышенной мотивацией обучения по всем классам, которые постоянно были на контроле. По итогам итоговой и промежуточной аттестации 5 учащихся закончили учебный год на «отлично». Ученица 11класса Майорова Марина подтвердила свои знания на выпускных экзаменах и получила серебряную медаль «За особые успехи в учении». В школе также есть потенциал детей, с которыми следует работать в данном направлении.
В прошедшем учебном году были проведены предметные олимпиады для учащихся 3-11 классов по русскому языку, математике, биологии, истории , окружающему миру, географии, физике, физической культуре. В районных олимпиадах по русскому языку среди учащихся начальных классов ученик 4 класса Майоров Антон занял 2 место
С целью развития интеллектуальных способностей и расширения своего кругозора учащиеся школы ежегодно принимают участие в международных играх-конкурсах. Так, в этом учебном году в игре «Золотое руно» приняли участие 34 человек, «Русский медвежонок»- 44, «Кенгуру-2010» -23, «Кенгуру – выпускникам - девятиклассникам» - 5, «Кенгуру – выпускникам»-2, «Кенгуру – математика для всех» - 37, «КИТ – компьютеры, информатика, технологии» - 5, «Британский Бульдог»-8.
Учащиеся 2 класса Попков Николай и Лупеко Юрий в игре «Русский медвежонок» среди своих сверстников заняли 2 и 3 места в районе. Ученица 3 класса Давыдова Олеся в конкурсе «Британский Бульдог- Ш» заняла 1 место в районе, Сурмило Андрей и Туманова Анастасия – 6 место. Ученики 7 класса в этом же конкурсе заняли 3 (Квашнин Максим) и 4 места (Жидик Денис). В конкурсе «Кенгуру – выпускникам - девятиклассникам» ученицы 9 класса Чащина Юлия, Краваль Анна и Шепелева Елена показали очень хорошие результаты, ученица 9 класса Волобуева Дарья – хороший результат. В конкурсе – игре «КИТ – компьютеры, информатика, технологии» ученица 7 класса Чащина Виктория заняла 1 место в районе, Булатов Василий – 2 место.
Количество желающих участвовать в конкурсах растет на первой и второй ступенях. Наблюдается и рост победителей олимпиад на районном уровне, хочется отметить работу учителей с учащимися начальных классов.
Осенний кросс
|
7 |
Мини-Футбол Соревнования по ОФП |
8 7 |
Баскетбол
|
6 |
Соревнования по лыжам
|
7 |
Старты Надежд
|
9 |
Обеспечение условий безопасности
1. Школой ведется работа в направлении сохранения и укрепления здоровья учащихся, профилактике травматизма, в результате чего на протяжении трёх последних лет в нашей школе не было случаев травматизма во время пребывания детей в школе. В школе оборудована столовая, организовано горячее питание учащихся в соответствии с санитарными правилами и нормами. Дети из малообеспеченных семей получают бесплатные горячие обеды. Налажен контроль за качественным и количественным составом пищи, организована бракеражная комиссия. На протяжении 3 последних лет пищевых отравлений в школьной столовой не зарегистрировано.
2. Школа по своему техническому проекту в основном отвечает современным требованиям. Систематически проводится работа по соблюдению правил и норм охраны труда. Поэтому предписаний о серьёзных нарушениях к требованиям санитарных, противопожарных правил и норм нет.
Администрации и коллективу о нарушениях со стороны органов санэпидемнадзора, противопожарной безопасности, инспекции по охране труда за прошедшее 3 года особых претензий не было.
3. Для оказания доступной, бесплатной, лечебно-оздоровительной помощи, профилактики и лечения заболеваний в селе имеется ФАП.
4. Нормативно – правовая база безопасности образовательного пространства имеется.
5 Для формирования способности учащихся и педагогов к действиям в экстремальных ситуациях в школе проводятся следующие практические мероприятия:
- вводный инструктаж с принятыми на работу в школу;
- текущие инструктажи на рабочем месте по охране труда и технике безопасности с учителями и техническими работниками;
- инструктажи по пожарной безопасности с учителями, классными руководителями, техническими работниками в соответствии с планом по пожарной безопасности;
- работа с постоянным составом школы по гражданской обороне и действиям преподавательского и обслуживающего персонала при возникновении ЧС в соответствии с планом;
- инструктажи с учащимися по охране труда на уроках химии, физики, информатики, физической культуры, технологии; инструктаж с учащимися о порядке эвакуации из здания школы;
- инструктажи с учителями и учащимися при проведении экскурсий и туристических походов, срочная эвакуация школы и порядок действия в случае пожара в школе (4 раза в год).
Обеспечение условий для дополнительного образования школьников
Создавая оптимальную образовательную среду для разностороннего развития личности, школа видит свою задачу в создании единой системы учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает реализацию потребностей личности (его интересов, способностей, возможностей) через дополнительное образование в процессе внеурочной, внеклассной, внешкольной деятельности.
Внеурочное и внеклассное дополнительное образование осуществляется через предметные кружки и факультативы, спортивные секции, школьный музей. различные мероприятия, проводимые в рамках воспитательной системы (экскурсии, олимпиады, конкурсы, КВНы, тематические вечера и др.)
В школе работало 14 кружков, спортивные секции: баскетбол, волейбол, лыжи, 15 факультативов. Вся работа дополнительного образования в школе строилась на основе разработанных в школе программ в соответствии с интересами учащихся и с учётом возрастных особенностей.
Внешкольное образование осуществляется в тесной связи с ДДТ, ДЮКФП, ГИБДД, краеведческим музеем имени П. Пономаренко.
Со всеми учреждениями школы поддерживает тесную связь. В целом более 80% учащихся охвачены занятиями по своим интересам.
Задачи на 2010 – 2011 учебный год.
1.Обеспечить реализацию права каждого учащегося на получение образования в соответствии с его потребностями и возможностями.
2. Повысить качество обучения школьников за счет освоения учителями современных образовательных технологий и в соответствии с требованиями государственного стандарта.
3. Обеспечить реализацию учебного плана и преемственности «дошкольное образование – начальная школа – средняя школа».
4.Продолжить внедрение здоровье сберегающих и здоровье формирующих технологий в обучение и воспитание учащихся.
5. Повысить влияние школы на социализацию личности школьника и на его адаптивность к новым экономическим условиям.